Бесплатно создать живой форум для общения, сайта, игр!
Ведущий российский сервис бесплатных форумов ЖивыеФорумы.ру
Удобные, многофункциональные и надёжные форумы бесплатно.

Фавикон: ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление

«ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление»

ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление
ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление

Активные темы на форуме «ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление»:

ПРВОЖАТЫЙ. Памяти Андрея Битова
Последнее сообщение от Admin в :

ПРОВОЖАТЫЙ

Памяти Андрея Битова

Человеком в пейзаже
Завершается век.
Выпускают не стражи -
Волкодав-человек,

Он - безликий потомок
Оловянной звезды
От заставных потёмок
До предгорней воды.

Близ вершины кавказской
И заоблачных скал
Проступает под маской
Раболепный оскал.

И ведёт человека
До Суда вне пути,
Опускается веко -
Нам туда не войти.

Перечитывать больно,
Столь слепящи слова
Описавшего вольно
На бессмертье права:

Пепел, прах, синева.

22 декабря 2018 г.

Алексей Филимонов

"Осень придет нечаянно..."
Последнее сообщение от bumba в :

В этом году осень настоящее чудо! Не холодно, но очень красиво! наслаждаюсь!

"Я чувствую, что я не здесь, а вне..." Поэзия Алексей Филимонов
Последнее сообщение от Admin в :

ПОДРАЖАНИЕ "ЕВГЕНИЮ ОНЕГИНУ"

Мне детство открывалось там, -
За силуэтом ободренья,
За облаками телеграмм,
Несущих молнии прозренья,
Всё, что неведомо поэту
И остаётся без ответа
До самых пор, когда пророк
Диктует вечности урок.
Когда же новая отчизна
В мерцавшем сне приснилась мне,
Я стал мечтать о глубине,
И даль волшебную вневизма
Через магические линзы,
Не веря слову идеал,
Я сам неясно различал.

17 августа 2018 г.

Чёрный песок. Памяти Христо Граматикова.
Последнее сообщение от Admin в :

ЧЁРНЫЙ ПЕСОК

Памяти Христо Граматикова

...не человек я
из мира сего.

Х. Г.

Песок не выдумка поэта,
На этом острове сама
Поэзия вдруг до рассвета
Так почернела, что с ума

Свела песчинки, и железом
Блестит в них дикая руда.
На циферблате бесполезном
Для Христо стрелки навсегда

Остановились на бессмертье,
Где церковь духа высока,
И бард со всеми нами вместе
Восходит к Богу в облака.

Он завещал стихи и песни,
Песок и моря тишину.
Над Бургасом в ночи воскресни,
Задев небесную струну.

8 апреля 2018 г.

Поэтическая видеоимпровизация в борьбе с абсурдом бытия
Последнее сообщение от Admin в :

Жанр поэтической видеоимпровизации как искусство преодоление абсурда бытия через всё большую вовлечёность в него.

Поэзия привлекает новые формы для продолжения себя в эпоху революционного вторжения всемирной паутины в нашу жизнь. Одно из свойств поэзии – отрицание действительности, «страшного мира» вечных дворников – «Жрецы ль у вас метлу берут?» – вопрошал Пушкин. Хармс также представил нам карнавального вечного стража наших лучших чувств: «А дворник с чёрными усами / стоит опять под воротами… / и чешет грязными руками / под грязной шапкой свой затылок…» Литературное направление «вневизм», созданное десятилетие назад, предлагает «взгляд извне» не как приём остранения, но как систему мировоззрения, сталкивая внутреннюю и внешнюю проекцию бытия в лирическом героя или отвлечённом нечто. Таким образом «профанному» и «сакральному» надлежит если не вступать в диалог, но смиряться с неразрешимыми противоречиями материи и духа, решать проблему невозможности поэзии и невозможности существования вне поэзии на новом витке. Этим новым полем парадоксальных и абсурдных ситуаций вне и внутри условного «текста» стала видеопоэзия, жанр поэтической видеоимпровизации , спонтанного видеоселфи, где автор – он же персонаж произведения, видеоролика, является проекцией взгляда извне, записывая создаваемое за несколько секунд рифмованное произведение на видеокамеру смартфона. Видеоролик отражает состояние внесостояния – сочинения стихов на природе или в самой гуще мегаполиса. Откуда черпает вдохновение автор, пародирующий пушкинского Импровизатора? «Итак, для вас не существет ни труда, ни охлаждения, ни этого беспокойства, которое предшествует вдохновению?...» – поражался Чарский из «Египетских ночей» потоку вдохновения итальянца. Безусловно, автора, нацеливающего камеру в обратной перспективе, подвигает нажать кнопку старта записи магия звуков, неизвестно откуда пришедших, и потом уже захватываются приметы мира и вещи, казалось бы, совершенно ему ненужные, сор жизни, они «попадают» в саму речь или могут появляться перед глазком видеокамеры. «Репортёрской» записи может дать толчок нечто небывалое, перед чем душа замирает от восторга или же трепещет страхе перед безобразностью и насилием. Нужны ли дополнительные персонажи в кадре, случайные прохожие, их смех либо непереводимые междометия? Нужны ли крики птиц на непонятном нам языке? Почти не слышимый нами гул вечности? Нужен ли публике «человек снимающий» себя и свои стихи на видео? Ритмическая речь порой обижает и пугает, телефон, который поэт держит на расстоянии вытянутой руки, кажется прохожим инструментом подглядывания. Впрочем, таким образом при помощи быстрого интернета общаются сегодня и в социальных сетях.

              Поэт, импровизирующий перед видеокамерой невольно сталкивается с подобными суждениями своей среды: такого не может быть, это никому не нужно, поэт из нашего лито сколько угодно сделает таких видеоселфи. Жанр поэтической видеоимпровизации раздвигает проблему абсурда в искусстве, потому что поэт, размещая видео на Ютубе*, либо показывая его друзьям, подспудно желает снять неловкую ситуацию, которая возникала при видеозаписи, когда он вынужден был понижать голос, дабы не смущать честных прихожан храма обыденного языка речью вычурной и неестественной. Мы говорим об уличной съёмке, когда не вызывающий доверия внешний мир вдруг предлагает почти готовые эмоции, смыслы, звуковые и визуальные детали стихотворения. Казалось бы, в комнатной, знакомой обстановке нет этих смущающих и отвлекающих факторов, но нет в ней и необходимого раздражения.

              Как ни странно, поэзия через видеожанр спонтанного выговаривания перед «взглядом извне» возвращается к своим первоистокам догутенберговской речи, когда любое чтение стихотворения из недр существовало словно впервые, и сочинительство происходило прямо перед нашим взором. Некоторые видеостихотворения можно перенести на бумагу, а другие невозможно, они существуют только в неразрывной связи с текущим мгновением записи и лаконичными средствами выразительности – от мимики героя или персонажа до мимолётно выхваченных лиц прохожих. Ускорение сознания поэта находит отклик в виде слов, приходящих невесть откуда и как бы «рифмующимся» с конкретным временем представляемого мира. Как воспринимает зритель стихотворную видеоимпровизацию? Несомненно, человек подготовленный и знающий поэзию увидит те или иные мотивы в стихотворении и способен оценить его общую гармонию. На человека несведущего в поэзии такие видеостихи оказывают суггестивное воздействие.

              От Бога до травинки – вот охват поэтической импровизации. Непредугаданность происходящего перед глазком камеры – а следовательно, и в душе поэта – рождает пространство неосознанного, к чему можно лишь едва прикоснуться логикой или готовыми инструментами. Прекрасное и безобразное могут легко поменяться местами всего лишь за секунды перед глазком видеокамеры, лик окажется личиной, прекрасная бабочка примостится на кучу мусора. В этой наглядности внутренних и внешних метаморфоз, на мой взгляд, и есть объяснение тому, отчего «видеостихи» оказываются более герметичными и насыщенными символами, нежели привычные «бумажные». Ибо в поэтической видеоимпровизации все времена соединяются в единое навсегда, миг бессмертия как никогда близок, и все перспективы сходятся в одной точке, присутствующей светло и незримо.

* Страница поэтических видеоимпровизаций на Ютубе:

https://www.youtube.com/channel/UCUeLOR … GL1KfGXhg/

ИСТИХАЗМ ВЕЧНОСТИ
Последнее сообщение от Admin в :

Алексей Филимонов

ИСТИХАЗМ* ВЕЧНОСТИ.
Вневизм как предтеча видеослова.

В начале прошлого столетия лучшие поэты были теоретиками и представителями литературных направлений: символизма, акмеизма, кубо- и эгофутуризма, имажинизма, кларизма и так далее. Литературная и философская мысль играли непосредственную роль в развитии художественных идей, даже если поэты декларировали их отсутствие в своём творчестве. Сегодня литературное направление вневизм продолжают традицию Серебряного века, ощущая его как нечто живое, а не то, что надо поставить на полку истории, как, увы, полагают многие сегодняшние поэты, потомки шариковых («Не с того ль так чадит мертвячиной / Над пропащею этой гульбой», С. Есенин), счастливо изобретающие даже не велосипед, а самокат, и далёкие от богатейшего наследия и неспособные к диалогу с культурой. Что же нового вневизм, отметивший своё десятилетие, пройдя от ещё нечеткого замысла и манифеста до открытого диалога со многим областями знаний, вносит в вечно обновляющуюся традицию?
Столетие даты двух разрушительных революций заставляет задуматься, а что же всё-таки могло уцелеть за эти испепеляющие годы, понимаем ли мы вообще поэтов Серебряного века, способны ли к диалогу с ним, не говоря уже о его продолжении? Вневизм призван наладить утерянный культурный диалог, но не механически, в виде утопической разнарядки («мы с Серебряным веком одно целое»), а прежде всего через понимание того, что навек утрачено и в поэзию вряд ли возвратится. Вслушиваться в ритм эпохи столетней давности, различать детали, почувствовать красоты пыльцы на крыльях его бабочки – цель вполне достижимая при работе, прежде всего, над самим собой.
Язык символов, язык символизма – одно из главных достижений Серебряного века, доступный подлинным символистам, и не профанированный кучей эпигонов. Перенос его из сакрального в массовое губителен. Язык вневизма – задача из задач, это «стилестница» (термин автора статьи) вкуса, не отрицающая ни прозаизмов, ни новых слов. Музыка, ритм, интонация, приотворяют иные времена, воскрешая прошедшее и устремляя в творимое уже сейчас будущее. В этом смысле показателен жанр поэтического видеоселфи, открытый мной в Александринском парке, говорю «открытый» с огромной долей условности, потому что поэзия докнижного, допечатного периода именно такой и была – медитативной, обращавшейся в тишине к условному слушателю или высшему началу. Камера мобильного телефона дала новую жизнь этому условно допотопному жанру, видеозапись длится от тридцати секунд до минуты, когда я произношу на камеру сочиняемое за мгновение стихотворное произведение и выкладываю его в интернет. Поразительно, что внешний, случайный мир, попадая в кадр, также оказывается соучастником драматического сжатого искусства. Крики вороны, разговор случных прохожих, след от самолёта вовлечены в это вневременное и в то же время в очень конкретное действие. Здесь также есть место новым словам, рождающимся из ниоткуда (см. раздел «Внезантия» и видеоселфи в данном разделе).
ПОЭТИЧЕСКИЕ ВИДЕОИМПРОВИЗАЦИИ

Три взгляда здесь: я, Бог и вне, 
А камера? Она во сне, 
Над голограммой бытия, 
Следит за духом как змея. 
А тот – вне слов – неуловим.
Слова его – сладчайший дым.

15 июля 2017 г.

Кто же лирический герой такого произведения, получающегося более сжатым и герметичным, чем обычное стихотворение, где у нас есть хотя бы дополнительные мгновения? Сознание готовится к метафизическому прыжку, будучи на пределе «крайствования» (М. Хайдеггер), ища собеседника и в то же время подыскивая самые верные слова. Кружение вокруг приходящего слова, в буквальном смысле, приотворяет новые просторы. Лирический персонаж или автор – некий Крайничий, разглядывающий на миг в иное измерение, принося его сюда. Так, молодой ёжик на тропинке, попадающий в кадр, не только случайный персонаж, но и актёр, играющий самого себя. Детализация и символизм – два качества поэтического видеоселфи , в этом смысле оно совмещает пристальность к деталям акмеизма и футуризма и осознание безграничности мышления поэтами-символистами.
Новая «сумма идей», как писал Пушкин, необходимая поэзии, и не только ей, любому виду искусств, гуманитарной мысли, науке в целом, она открывает новые рубежи и возлагает на пишущего или произносящего слово новую ответственность. «Филотеософия» – гипотетическая пока область знаний, синтез филологии, философии и теологии, где через озарение и глубокую фундаментальную базу знаний приходит новое видение. Только равнодушный к жизни не видит сегодня перемен, происходящих в мире, нового предчувствия апокалипсиса в ответ на карнавальный и управляемый людьми «апокалипсис» постмодерна.
Предлагаю несколько видеоселфи из более чем 700, переложенных на бумагу (их можно найти в Ютубе), говорю не об их экспериментальной стороне и не о том, что они «другие», а прежде всего подчёркиваю возможность существования поэзии в иных жанрах, возможность которых приносит цифровая эпоха, новый технологический скачок, как и прежние подобные, крайне болезненный для человечества, однако напоминающий нам о том, что поэт не только певучий тростник, но и мыслитель, сознающий тёмные и светлые стороны бытия и остающийся на стороне света, он – творец и воплотитель мечты о мировой гармонии, «стихозяин» бессмертия. Вневистианство, открывающее всё новые грани творчества и возможности поиска доселе неведомого, говорит о традиции как вечном обновлении Жизни.

Поэтические видеоселфи – стихотворные импровизации на камеру.

СОЧИНЯЮ СТИХИ НА ПРИРОДЕ

Пишу стихи, и в тишине
Недавно ясно стало мне,
Стихи зовут меня, любя.
Кого? Быть может не меня.

Быть может тех, кто вне и там,
Кто жизнью с бездной пополам.

Но что же стих? Я не скажу,
Я спрашиваюсь, ворожу,
Записываю, и томясь,
Я чувствую... Но с кем же – связь,

И с чем? Неведомо пока.
Стихи мои как облака,
Они недвижны, но плывут,
Зовут, и Богу предстают.

10 июля 2017 г.
Александринский парк

***

Чьё имя - Апоколесничий?*
Кто Апокалиписа нить
В сплетенье судеб и наитий
Пытается сейчас внедрить?

Кто дышит бездной и духами,
Которых вам не обороть?
И каждый станет словно пьяный,
Попросит снова эту ночь,

Чтоб всё преобразилось тайно
В огне великих пирамид.
Возничий явлен не случайно,
В нём Апокалипсиса вид.

* Возница и лесничий Апокалипсиса.

12 февраля 2018 г.

***

Вот мы с Пушкиным вдвоём
Вместе,
Видно Пушкин на своем
Месте.

А мне кажется, другой
Где-то,
Пушкин есть, но ни ногой
В Лету, –

Я за ним бы не шагал
Быстро.
Пушкин, рядом ведь вокзал...
Чисто,

Нет его и духа нет
Тоже.
Кто же есть? А он в ответ:
– Боже!

16 июля
метро Пушкинская

***

В неравномерности событий
Есть растревоженные сны.
Душа, предвестница событий,
Откроется нам со стороны.
Проходят люди на перроне,
И ждут они экспресса вне,
А вдруг их вечность не догонит?
Опередят её вполне.
И будет поезд независим
От рельсов, токов, а душа
Повиснет средь конкретных чисел,
Былое в бездне вороша.

Выходя из электрички метро.
23 августа

***

Ритмам Китая,
Его интонации
Вечно внимаю,
Но как разобраться мне

В смыслах, оттенках
И чуде подлунном?
Так незаметно
Китай стал мне другом.

Напоминаю,
Что вечностью бездонна,
Напоминает,
Что око бессонно,

Кто-то взирает,
И чёт или нечет,
Инь или янь,
Или утро и вечер -

Всё равновесно,
Гармонии тайна,
Ты бестелесна,
Идея Китая.

21 июля 2017

***

Вневистиаль, вневистиоль,
Долой  печаль, отринув боль,
Мы видим ноль, мы видим даль
И вот вневизм, но где же? С нами,

Мы опрокинутые снами,
Иль опрокинут мир давно,
Переменить хотим стихами
И закрепить вон то вино

На небесах, отринув вечность,
А все стремятся вечно быть.
Вневизм – другая бесконечность,
И здесь, теперь, и с ним нам плыть.

7 ноября 2017

***

Эфира волны изумрудны,
Вот почему волнуют глаз
И этот мостик изумрудный,
И день, творимый про запас,

И люди, что идут поспешно,
Куда-то, где глядят глаза
За ад невидимый, кромешный,
Там рай, куда ступить нельзя.

И зелень трав на сходе лета,
Когда декабрь уже подступил,
Мне говорит, стучись, там где-то
Полёт нерукотворных крыл.

27 ноября 2017

***

На хвосте вертолета – крест,
Пролетел над болотом – шест,

Балансируя, чтоб не пасть,
В эту черную полугрязь,

Полусмысл обретя в сквозном
Протыкании дна перстом,

И крестом выходя за грань.
Где распятая Тьмутаракань,

Веротолетик блестит в ночи,
Словно ангел не спит – прочти

То, что пишет он огоньком,
Словно дышат о ниоком.

14 июля

***

Вот опять не вышло селфи:
Кнопку "запись" не нажал.
Для кого я ролик делал?
Для извечных звёздных жал?

И слова и рифмы сразу
Вознеслись на небеса, –
Не записаны в экстазе,
Где цвели мои глаза,

Ради бездны, смысла ради,
Ради будущих племён.
Там надёжней, чем в тетради, –
Рифмам внемлет небосклон.

6 ноября 2017 г.
метро

***

Разрушенной цивилизации
Обломки выстроили в ряд
Потомки псевдовакцинации.
Нам только тени говорят

О том, что было и пропало,
И никогда уж не вернуть.
Снкт-Петербург! Твой ангел алый
В бездонность завершает путь.

И город станет укоризной,
Простым гербом на синеве.
Что делать! Мы осколки жизни,
Почти потопленный в Неве.

14 июля 2017

***

Роящийся эфир,
Невидимый, – однажды
Откроет целый мир,
Сквозной, многоэтажный.

По щучьему веле...
Предстанет то, что было,
И то, что ты во сне
Искал самолюбиво.

Так что же там и где?
Когда и почему же?
Всё скрыто на воде
И в каплях темной лужи,

Готовой индеветь,
Покрыться зеркалами,
И треснуть, – кто, ответь,
Эфирен меж словами?

И что там, за и вне,
Лежит в предубежденье?
Не знаю. В тишине
Вдруг отворилось зренье.

14 июля 2017 г.

***

Есть в сумерках томительных крупицы,
А в них успокоенье, может быть,
Сияньем поглощённые страницы,
И лица здесь иль там, кому открыть

Сие наитье, просверк чрезвычайный,
И дымы опрокинуты вовне,
И всё, что мнилось, пресекалось тайной,
Реальностью предстало в полусне

За этим сумерки нисходят час за часом –
Нет, не мгновенье, – лишь приотворив
Ту глубину, в которой мы прекрасны,
И не напрасно повторим мотив.

6 февраля 2018

Страница поэтических видеоимпровизаций на Ютубе:
https://www.youtube.com/channel/UCUeLOR … GL1KfGXhg/

ИСТИХАЗМ*

Грааль остекленён на треть
Исповедальностью эфира,
Вторая часть - сомненья смерть,
А третья - синева сапфира.

В его гранёных этажах
Предвоплощается безбрежье,
Скажи, ты знал, что бездны прах
В вино добавлен мелоснежья?**

Закатный кубок тишины,
Подобьем трещины - комета,
В объятья посылает сны,
Переливаясь до рассвета

Чрез край скупого бытия,
И надпись на алмазе чаши
Гласит: "Везде судьба моя,
И здесь, и вне, где песни наши".

Кто заповедует глоток?
Вина сквозные переливы
Вдруг указуют на исток
Среди кристаллов звёздной нивы.

*Исихазм стиха, истинность в неизреченности.
** Мелоснежнежье, мелоснежность - от слова мелос, снег и нежность, белизна логоса, манны.

20 ноября 2014 г