Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников – нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам! Аллах Всевышний создал для нас в этом мире спутниц жизни, чтобы мы нашли в них покой. Сделал любовь и сострадание к ним усладой нашей жизни. В желании обновить наши старые знания и сделать напоминание для тех братьев и сестёр, которые, возможно, стали чуть невнимательны к ним, сегодня мы затронем тему супружества. Поистине, право супружества – великое право, право, из которого вытекает несколько очень важных положений.Аллах Всевышний сказал: وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَىٰ أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра (Ан-Ниса, 19). Женщина, которая находится под твоим попечением, о мусульманин, доверена тебе, и ты будешь спрошен о ней в Судный День: соблюдал ли ты её права, пренебрегал ими или же вовсе не отдавал их. Самые важные обязанности мужа: 1) Муж обязан хорошо обходиться с женой, повинуясь следующим словам Аллаха: وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ Живите с ними достойно (Ан-Ниса, 19). Также, посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И (всегда) обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть; если ты попытаешься выпрямить (ребро), то сломаешь его, а если оставишь его (в покое), оно так и останется кривым, (а поэтому всегда) обходитесь с женщинами хорошо!»[1] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Я запрещаю вам попирать права двух слабых: сироты и женщины»[2]. 2) Муж должен отдавать права жены сполна, не ограничивая её. Передаётся от Муавии ибн Хайда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я спросил: «О посланник Аллаха, какие права у жены?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ты должен кормить ее, когда ешь сам. Одевать ее, когда одеваешься сам. Ты не должен бить ее по лицу, ты не должен проклинать ее и не имеешь право избегать её, кроме как на супружеском ложе(хаджр)»[3]. Некоторые люди бывают щедрыми вне дома, когда они со своими друзьями, но при этом про права своих жён они почему-то забывают. Хотя и известно, что мужчина получает вознаграждение за содержание своей семьи, как об этом передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). Он передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты потратишь динар на пути Аллаха, и динар на освобождение одного раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду ты получишь за тот динар, который ты потратил на свою семью»[4]. Другие нашли себе занятие: избивать жену. Они делают это постоянно. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ударил своей рукой никого[5], в том числе женщин и слуг…»[6]. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является примером и образцом подражания для всех нас. Третьи взяли себе в обычай делать жене хаджр[7] по всякому поводу, даже по сущим пустякам.Порой это может длиться месяцами, и он всё это время не разговаривает с ней и не навещает бедняжку. Иногда эта женщина может находиться на чужбине, вдалеке от своих близких. А иногда это молодая девушка, которая сходит с ума от одиночества и уныния. 3) Муж должен обучать свою жену шариатским знаниям и некоторым видам поклонения, в обучении которым она нуждается. Также ему нужно побуждать её к требованию такого рода знаний. Аллах Всевышний сказал: وَاذْكُرْنَ مَا يُتْلَىٰ فِي بُيُوتِكُنَّ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ وَالْحِكْمَةِ И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости (Аль-Ахзаб, 34). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передал, что мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «До чего хороши женщины ансаров! Их застенчивость не мешает им в изучении религии»[8]. Муж должен следить за тем, чтобы жена изучала Коран и Пречистую Сунну, содействовать ей в этом и всячески поощрять.. Аллах Всевышний сказал: وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْعَلَيْهَا Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его. (Та Ха, 132). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да помилует Аллах мужчину, который встает ночью и молится, (также) будит свою жену, а если она отказывается вставать, то брызгает водой на ее лицо. И да помилует Аллах женщину, которая встает ночью и молится, будит своего мужа, а если он отказывается вставать, то брызгает водой на его лицо»[9]. 4) Муж должен хорошо обходиться с женой, беречь её чувства и утешать её. Аллах Всевышний сказал: وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ Живите с ними достойно(Ан-Ниса, 19). Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал: وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ Живите с ними достойно (Ан-Ниса, 19). А также сказал: وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму (Аль-Бакара, 228). Важно обратить внимание на то, что в большинстве семей мусульман распространено мнение, противоположное тому, как нам велено обходиться со своими жёнами. Здесь мы можем наблюдать непристойное обращение к жене, ущемление её внешности или характера, недовольство её родными и упоминание их недостатков. Сюда же относится ругань, оскорбления жены и обзывание её различными мерзкими прозвищами. Или открытое выражение со стороны мужа неприязни и отвращения к жене. Либо упоминание при ней хороших качеств других женщин, говоря о том, что они красивее и лучше, досаждая ей тем, что от неё не зависит. Муж оберегает чувства жены и проявляет уважение к ней, называя её самым любимым именем, приветствует ее, заходя в дом, выказывает свою симпатию к ней подарком или ласковым словом. Выражением прекрасного нрава и хорошего отношения к жене является не выискивание её ошибок и промахов,а наоборот, прощение её ошибок и старание не замечать их. В особенности в тех делах, для осуществления которых она сильно старалась, но по какой-либо причине у неё не получилось добиться намеченного. Поразмысли над этим хадисом, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее совершенной верой обладает самый благонравный из верующих, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»[10]. 5) Муж обязан беречь нравственность своей жены и оберегать её от попадания в сомнительные места, а также показывать свою ревность к ней. Он должен побуждать жену находиться у себя дома. Ему следует отдалять её от плохих подруг и частого посещения магазинов, но, а если необходимо это сделать, то делать это только в его сопровождении. Также он не должен позволять жене выходить в путь без сопровождения махрама. Мужчине нужно осознать, что жена доверена ему, и он будет спрошен о ней в Судный День. Ведь «каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству»[11]. 6) Муж должен быть отзывчив к нуждам и потребностям своей жены. Этим он защитит её от обращения к кому-либо, помимо него. Мужу нужно стараться отвечать на капризы жены нежным словом и одобрением. Ему следует всегда найти возможность выделить для неё время. Находясь дома, мужчина должен быть радушен и мягок в обхождении. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «(Однажды) посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право…»[12]. В другом хадисе передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…Совершить половую близость с женой – милостыня». Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) сказали: «О посланник Аллаха! Разве получит один из нас вознаграждение от Аллаха за то, что удовлетворит своё желание, совершив близость со своей женой?» На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Скажите мне, если бы он сделал это запретным путём, совершив прелюбодеяние, то являлось бы это грехом или нет? Поэтому за то, что он сделал это дозволенным путём, сблизившись с женой, ему будет вознаграждение от Аллаха»[13]. 9) Муж, следуя примеру лучших мужчин, должен быть благосклонным к своей жене, приятным в общении с ней и доставлять ей радость. Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…И нет развлечения для мужчины, кроме как в трёх занятиях — в содержании и уходе за конём, в тренировке в стрельбе из лука и в заигрывании (или в любовных играх) с женой»[14]. Кто же больше всех достоин твоего хорошего отношения и лучшего обхождения, если не та, которая обслуживает тебя, готовит тебе, держит в чистоте твою одежду и твой дом, радуется твоему приходу, воспитывает твоих детей и исполняет твои поручения на протяжении всей твоей жизни?! Для нас посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – прекрасный пример. Он (да благословит его Аллах и приветствует) соревновался с матерью правоверных Айшей (да будет доволен ею Аллах) в беге для того, чтобы доставить ей радость, называл её ласково сокращённо Аиш, чтоб найти путь к её сердцу. Он (да благословит его Аллах и приветствует) развлекал её разговорами и рассказывал ей притчи. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовался с жёнами по некоторым вопросам, как это было с Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) при Худайбийском мирном договоре. 8) Мужу следует с пониманием и терпением принять некоторые неприятности, причиняемые ему женой. На протяжении долгих лет совместной жизни человек неизбежно замечает в другом что-то, что ему не придётся по душе. Ведь любой человек создан слабым и с каким-либо недостатком. Потому мужу следует проявить терпение и выдержку. Но это не в вопросах, касающихся Последней жизни. Например, если жена оставляет молитву или не постится в Рамадан. Ибо эти дела не из тех, за которыми можно наблюдать с терпением. Речь здесь идёт о тех делах, которые касаются супружеских отношений. В таких делах нужно понимание, особенно в известные дни месяца, когда женщина бывает немного расстроена. Ведь даже от жён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) происходили упущения, требовавшие прощения и благоразумного восприятия. 9) Муж должен беречь имущество жены и не распоряжаться им без её разрешения. У жены может быть имущество, доставшееся ей в наследство или полученное в дар, или её месячный оклад, если она работает. Муж не должен требовать от неё это имущество в открытой форме или намёками, или же стараться заполучить обещаниями или угрозами. Он может пользоваться им только с её позволения. Аллах Всевышний сказал: وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا Давайте женщинам их брачный дар от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье (Ан-Ниса, 4). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был доверенным человеком имущества своей жены Хадиджы (да будет доволен ею Аллах). Но, несмотря на это, он (да благословит его Аллах и приветствует) не брал с её имущества ничего, кроме того, что полагалось ему по праву за выполненную им работу. И он никогда не торговался с ней относительно того, что он получал от неё, не проявлял гнев или злобу для того, чтобы она давала ему из своего имущества такое количество, которым он был бы доволен. Аллах Всевышний, предостерегая мужа брать что-либо из махра[15] женщины, который может служить соблазном для него и который первоначально принадлежал ему, сказал: وَإِنْ أَرَدتُّمُ اسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَآتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا مِنْهُ شَيْئًا ۚ أَتَأْخُذُونَهُ بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَىٰ بَعْضُكُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنكُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар[16], то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех? Как вы можете отобрать это, если между вами была близость и если они взяли с вас суровый завет? (Ан-Ниса, 20-21). Что тогда можно сказать об имуществе жены, которое она собрала с трудом и мучениями. Брать что-либо оттуда противоречит установленному Аллахом положению мужчины относительно женщины. Оно заключается в том, что мужчина является попечителем женщины и расходует на неё из своего имущества, если даже она и будет богаче него. Пусть остерегаются те, кто на сбережения своих жён строят дома или делают капиталовложения, оформляя всё на своё имя, а затем постепенно начинают присваивать его. Это имущество, добытое недозволенным путём и присвоенное незаконно, кроме того случая, когда всё это делалось с разрешения владельца имущества. 10) Мужчина, который имеет несколько (до четырёх) жён, обязан соблюдать между ними справедливость, что заключается в равном распределении дней и ночей пребывания между ними и одинаковое содержание всех жён. Аллах Всевышний сказал: إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро… (Ан-Нахль, 90). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный День, лишенный части своего тела!»[17] Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отправляясь в путь, бросал жребий между своими жёнами и брал с собой ту из них, на кого падал жребий. Он (да благословит его Аллах и приветствует) даже во время своей предсмертной болезни соблюдал справедливость в распределении ночей до тех пор, пока его жёны не разрешили ему оставаться в комнате Айши (да будет доволен ими всеми Аллах). У Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) было две жены, и он не пил воду у одной из них, если в этот день была очередь другой. Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках, сделай нас образцом для богобоязненных! О Аллах, исправь положение наших жён и нашего потомства! Даруй нам баракат (благословение) в нашем имуществе и наших детях! Прими от нас! Прости нам наши грехи, помилуй нас! Ты – Слышащий, Знающий! О Аллах, прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников! Абдуль-Малик аль-Касим
[1] «Сахих» Бухари (5186) и «Сахих» Муслима (60), (1468). [2] «Муснад» Ахмада (2/439) и «Мустадрак» Ибн Маджа (3678). [3] «Муснад» Ахмада (4/446), «Сунан» Абу Дауда (2142) и «Мустадрак» Ибн Маджа (1850), Албаний сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. [4]«Сахих» Муслима (995). [5] Имеются в виду животные (прим.пер.). [6]«Сахих» Муслима (2328). [7] Дозволенный метод наказания человека путём прерывания с ним отношений на некоторое время (прим. пер.). [8]«Сахих» Муслима (332). [9]«Муснад» Ахмада (2/250), «Сунан» Абу Дауда (1450) и «Мустадрак» Ибн Маджа (1336) и «Сунан» Насаи (3/1609), Албаний в «Сахих аль-джамиъ (3494) сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. [10]«Муснад» Ахмада (2/472) и «Сунан» Тирмизи (172). [11]«Сахих» Бухари (2409) и «Сахих» Муслима (1829). [12]«Сахих» Бухари (1975) и «Сахих» Муслима (1159). [13]«Сахих» Муслима (1006). [14]«Сунан» Абу Дауда (2513), «Сунан» Тирмизи (1688) и «Муснад» Ахмада (4/148). [15]Махр — это свадебный подарок невесте, одно из обязательных условий для заключения брака (прим.пер.). [16]Кантар или кинтар – равняется около 50 кг золота (прим. пер.). [17] «Муснад» Ахмада(2/295),«Сунан» Абу Дауда(2133) и «Сунан» Насаи (4), Албани в «Сахих аль-джамиъ» (6515) подтвердил достоверность этого хадиса.
Некоторое время назад имам одной мечети переехал жить в Лондон. Выходя из дома в город, он в основном пользовался автобусами.
Однажды, несколько недель спустя после переезда, во время поездки в автобусе, на который он часто садился и где был один и тот же шофер, при плате за проезд, водитель, давая ему сдачу, переплатил 20 лишних пенсов от стоимости билета.
Этот имам подумал про себя, что нужно вернуть лишние деньги, так как они не по праву попали к нему. Однако, поразмыслив немного, он сказал себе:
«Ничего страшного, это настолько незначительная сумма, что никто не станет даже внимания обращать на нее. К тому же автобусные компании получают громадные прибыли от продажи билетов, что эта сумма нисколько не отразится на них. Поэтому лучше сохранить эти деньги, считать их подарком от Аллаха и промолчать».
Когда автобус остановился на нужной имаму остановке, имам замешкался, а затем протянув водителю 20 пенсов, сказал ему: «Возьмите, пожалуйста! Вы переплатили мне».
Водитель автобуса, взяв деньги, с улыбкой спросил: «Не вы ли новый имам в этом районе? Я уже думаю ходить в вашу мечеть, чтобы молиться там. Что касается этих денег, то я специально дал вам их, чтобы посмотреть на вашу реакцию».
После того, как имам вышел с автобуса, он почувствовал слабость в ногах и чуть не потерял сознание от шока. Затем он схватился за первый столб, чтобы не упасть и воскликнул со слезами:
-«О Аллах! За 20 пенсов я чуть было не продал Ислам!»
В День Суда придёт народ, чей иман будет удивительным. Им скажут: «Для вас благая весть. Мир вам! Возрадуйтесь с входом в Рай навсегда». Ангелы, пророки и люди будут завидовать им.
Асхабы спросили: «О, посланник Аллаха! Кто они?»
Пророк (саллаЛлаhу 'алейхи уа саллям) ответил: «Они не от нас (пророков), и не от вас. И будут появляться они во времена, когда люди оставят книгу Аллаха и Сунну. Они же вооружаться Кораном и Сунной, дадут им новую жизнь, будут читать, и обучать этому других. Они будут страдать на этом пути страшными мучениями, больше чем вы (асхабы). Иман одного из них будет равняться иману сорока из вас, и их один шахид будет равняться вашим сорока шахидам.
Вы найдете помощников, они же будут окружены со всех сторон несправедливыми людьми. И будут они искать спасение в углах Байтулмукаддаса.
В таких условиях к ним придет помощь Аллаха и ими будет поднята честь ислама».
И Пророк (саллаЛлаhу 'алейхи уа саллям) попросил у Аллаха: «О, Аллах дай им победу и сделай их сопровождающих меня на реке Кавсар». (Аль-Бухари)
Хадис от Саубана (передал имам Ахмад): «Пророк (алейхи салату васалам), сказал – «Тот, кто гарантирует мне одну вещь, тому я гарантирую Рай». Саубан сказал – «Я гарантирую». Пророк, (алейхи салату васалам), сказал – «Не проси ничего у людей!». И Саубан после этого никогда не просил ни о чем людей, даже когда у него падала плеть, а он сидел на верховом животном, он спешивался и сам подбирал плеть. (Из книги Ибн Кайима «Степени идущих»)
Ибн Масуд передал от Посланника Аллаха (алейхи салату васалам): «Тот, кого постигает бедность, и он представляет её людям (т.е. жалуется им, просит, чтобы устранили его тяжелое положение и т.д.), не будет устранена его бедность. А тот, кто представляет свою бедность Аллаху, то Он спешит избавить его от нужды либо путем скорой смерти, либо скорого богатства. (некоторые муфассиры объяснили, что «путем скорой смерти» означает, что даст богатство оттуда, откуда человек не ожидает, например, умрет какой-то его родственник, который оставит ему наследство). (Тирмизи) (Из книги Ибн Кайима «Степени идущих»)
Знайте, что претворение в жизнь единобожия осуществляется путём претворения в жизнь свидетельства «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха» и свидетельства «Мухаммад – посланник Аллаха». Что имеет две ступени: 1) обязательная ступень; 2) желательная (или похвальная) ступень.
Обязательная ступень осуществляется тремя действиями:
1. оставлением многобожия (аш-ширк) во всех его проявлениях: как большого, так малого и скрытого; 2. оставлением всех видов нововведений (аль-бид‘а); 3. оставлением всех видов ослушания Аллаха или всех видов грехов.
Желательная (или похвальная) ступень – та, в которой люди соревнуются в совершении благих дел. Эта ступень включает в себя такое состояние сердца, когда оно не обращается ни к кому, кроме Аллаха, или привержено только Аллаху и никому иному. Сердце целиком обращено к Аллаху и не поворачивается ни к кому иному, и всё, что оно говорит, ради Аллаха, все его действия и дела ради Великого и Всемогущего Аллаха. Эту ступень некоторые ученые описывают так: «Оставление всего невредного (халяль, разрешённого в своей основе – прим. пер.) из страха совершить нечто плохое (харам и макрух, запретного и нежелательного - прим. пер.), что включает в себя дела сердца, языка и остальных членов тела».
Для осуществления этих двух ступеней необходимо следующее.
1. Во-первых, знание. А иначе, как будет человек претворять единобожие в жизнь, не зная и не понимая его. Поэтому, каждый дееспособный и половозрелый (мукялляф) мусульманин и мусульманка должны изучить единобожие в такой степени, чтобы исправить свои убеждения, слова и дела. А если они изучат более этого минимума, то в этом одно лишь благо.
2. Во-вторых, уверенное подтверждение и глубокая убежденность в правдивости всего, что передано от Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
3. В-третьих, следование и подчинение всем приказам Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и оставление всего запрещённого.
Чем больше человек будут претворять перечисленные выше вещи в жизнь, тем сильнее будет его приверженность единобожию и тем больше будет его награда.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам, что человек, претворивший в жизнь высшую степень единобожия, будет одним из семидесяти тысяч людей, которые войдут в Рай без отчёта. Просим Аллаха о Его милости!
Передаётся от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: „Мне были показаны общины. Я увидел пророка с группой людей, пророка, с которым был один человек и два человека, и пророка, с которым никого не было. Вдруг передо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это - моя община. Но мне было сказано: „Это - Муса и его народ“. И тут я увидел ещё одно множество людей, и мне было сказано: „Это есть твоя община. Семьдесят тысяч из них войдут в Рай без отчёта и без наказания“. Затем он поднялся и вошёл к себе в дом. Люди пустились в рассуждения по поводу этих обитателей Рая, и некоторые из них сказали: „Наверное, они были спутниками посланника Аллаха“. Другие же сказали: „Скорее это те, кто родились в Исламе и не приобщали ничего к Аллаху“. Высказывались и другие мнения. Когда же к ним вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они сообщили ему об этом, он сказал: „Это те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не суеверны, не делают прижиганий и которые уповают на своего Господа". Тогда поднялся ‘Уккаша ибн Михсан и сказал: „Помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них“. Пророк сказал: „Ты будешь среди них“. После этого поднялся кто-то ещё и тоже сказал: „Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них“. Пророк ответил: „В этом ‘Уккаша уже опередил тебя“» (приводится у аль-Бухари под № 5705 и Муслима под № 220)
Слова «которые не просят, чтобы им прочли заклинания». Даже если просить, чтобы прочли заклинание, - дозволено, то лучше не делать этого.
Слова «не суеверны» означают, что они не верят в дурные предзнаменования из-за полёта птиц или из-за другого предзнаменования. Верить в дурные предзнаменования запрещено, и это является малым видом многобожия.
Слова «не делают прижиганий» означают, что они оставляют прижигание огнём при лечении болезней. Даже если они находят в этом некоторую пользу, то оставляют, следуя словам о нежелательности (макрух) этого. И так как никто, кроме Аллаха, не причиняет наказания огнём.
И свойство, которое объединяет все эти три вышеперечисленные, заключается в том, что они «уповают на своего Господа». Они полностью уповают на Своего Господа и не обращают малейшего внимания не причины. Они не привязывают себя к причинам, а чувствуют только свою зависимость от Аллаха.
Как сказал Са‘ид ибн Хабиб: «Упование на Аллаха – это соединение воедино веры или совокупность веры». По словам Уахба ибн Мунаббиха, да помилует его Аллах, упование на Аллаха является крайним пределом (веры – прим. пер.).
Претворение в жизнь единобожия не осуществляется лишь желаниями, или показом, что человек верует в единобожие, тогда как на самом деле не исповедует его, но в глубокой убежденности сердца, в его сильной вере, что подтверждают благой нрав и благие праведные дела. Поэтому мусульманин должен использовать мгновения своей жизни и состязаться со временем, совершая больше благих дел и соревнуясь в совершении большего поклонения. Не обращая внимания на трудности и наслаждаясь болью на этом пути. Ведь обещанная награда – ценна, ведь обещанная награда – Рай!
См. Шейх ‘Абдуррахман ас-Са‘ади (да помилует его Аллах). Аль-кауль ас-садид ‘аля макасыд китаб ат-таухид. – С. 20 – 23.
Таухид ар-рубубийа - это признание, что Аллах Един в таких Своих действиях как сотворение, господство, управление, дарование пропитания, оживление, умерщвление, посылание дождя и др. Единобожие человека не будет верным, пока он не признает, что Аллах – Господь, Властелин, Создатель, Дарующий пропитание всем и вся, что Он – Дарующий жизнь и Забирающий её, дающий пользу и наносящий вред, и только Он – отвечает на мольбы. Он – Тот, кто ведает обо всём, в Чьих Руках всё благо; Тот, кто в состоянии делать то, что пожелает. И сюда же входит вера, что Аллахом предопределено и благое и плохое.
Эту составляющую или этот вид единобожия не оспаривали и многобожники, к которым был направлен Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Они в общих чертах признавали таухид ар-рубубийа. Как сказал Всевышний Аллах:
ولئن سألتهم من خلق السماوات والأرض ليقولن خلقهن العزيز العليم
«Если ты спросишь их: „Кто сотворил небеса и землю?“ - они непременно скажут: „Их сотворил Могущественный, Знающий“»
(сура «аз-Зухруф», аят 9).
Они подтверждают, что Аллах управляет всем, и что в Его руках владычество небес и земли. Этим мы понимаем, что подтверждения единственности Всевышнего Аллаха в господстве недостаточно, чтобы исповедание Ислама человеком было верным. Напротив, наряду с таухидом ар-рубубийа он должен подтверждать и то, что подразумевает эта составляющая единобожия. Он должен признать единственность Аллаха в поклонении (таухид аль-улюхийа) и поклоняться Одному лишь Аллаху.
Эту составляющую единобожия – то есть таухид ар-рубубийа – не отрицал ни один, известный нам человек. Ни один из творений Аллаха не утверждал, что у этого мира два равноправных творца. Все признавали таухид ар-рубубийа, кроме фараона. Он отрекся от этого из гордости и упрямства, и стал утверждать, да проклянёт его Аллах, что он и есть господь. Всевышний Аллах, рассказывая о нём, сказал:
فقال أنا ربكم الأعلى
«и сказал: „Я - ваш Всевышний Господь!“»
(сура «ан-Нази‘ат», аят 24),
ما علمت لكم من إله غيري
«Фараон сказал: „О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня“» (сура «аль-Касас», аят 38).
Эти слова были произнесены из-за гордости, так как он знал, что не является Господом. Как сказал Всевышний Аллах:
وجحدوا بها واستيقنتها أنفسهم ظلماً وعلواً
«Они отвергли их несправедливо и надменно» (сура «ан-Намль», аят 14).
А рассказывая о Мусе (Моисее), когда тот вёл диспут с Фараоном, Всевышний Аллах сказал:
لقد علمت ما أنزل هؤلاء إلا رب السماوات والأرض «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» (сура «аль-Исра», аят 102).
Фараон верил в душе, что Господь – это Великий и Всемогущий Аллах.
Также таухид ар-рубубийа отвергался и язычниками (зороастийцами прим. пер.). Они утверждали, что у мира два творца – свет и тьма. Но наряду с этим, они не считали их равными. Они говорили, что свет – лучше тьмы; так как он творит добро, а тьма творит зло, и творящий добро лучше творящего зло. А также они говорили, что тьма не существует и не светит, а свет существует и светит. И он (свет) совершенен по своей сущности.
Слова о том, что многобожники подтверждали таухид ар-рубубийа, то есть верили в единственность господства Аллаха, не говорят о том, что они сделали это в полном смысле (или уверовали в это правильно – прим. пер.). Они подтверждали таухид ар-рубубийа вообще, как сказал об этом Всевышний Аллах в аятах, упомянутых выше. Однако у них были ошибки, которые портят единобожие. К примеру, они говорили, что дождь дают звёзды, что прорицатели и гадалки ведают о сокровенном знании. Есть и другие подобные примеры многобожия в таухид ар-рубубийа. Однако количество этих ошибок мало и ограничено, если сравнить с проявлением их многобожия в таухид аль-улюхийа (признание единственность Аллаха в его божественности) и в поклонении.
Просим Аллаха укрепить нас в Его религии до последних наших дней, пока мы не встретимся с Ним.
А Аллаху ведомо об этом лучше.
См. «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид» (с. 33) и «Аль-кауль аль-муфид» (т. 1, с. 14).
«Несомненно, что таухид есть основа веры. Таухид есть отличительный признак между людьми Рая и людьми Ада. Это есть плата, которую нужно уплатить, чтобы войти в Рай, поэтому о присутствии какого-нибудь ислама у человека не может быть и речи без наличия таухида». (Маджмуъуль-Фатауа,24/235)
Так что же такое Таухид? Таухид на арабском-производное от глагола ва ха да - имя, означающее(объединяющий,унифицирующий) и относящее к Аллаху единство, уникальность, а также характеризующее его единоличным во всем том, в чем приписывают ему сотоварищей или же уподобляют,т.е. в Его сущности и атрибутах. Таухид же употребляется в слове для гиперболы(усиления значения атрибутов Всевышнего) Так арабы говорят: единый (),один() и единственный(),т.е единоличный, далекий от подобия и образов и таухид также это наука об Аллахе едином, Которому нет равного. И кто не принимает Аллаха Таким,т.е. что Он един и нет у Него сотоварищей, тот не является единобожником.
[align=center]В терминологии же таухид-это единоличность Аллаха Всевышнего в том,что касается божественности,господства,имен и атрибутов.
Употребление термина"ТАУХИД", или одного из его производных достоверно и встречается как в Коранне, так и в Сунне. Примером этому могут служить слова Всевышнего: "Скажи:"Он Аллах-един.."(Сура "Очишение")или "Ваш Бог-един. И нет другого Божества,кроме Аллаха. Всемилостив и Милосерден Он" (Сура "Корова") а также:"Не уверовали те,которые говорят:"Аллах является третьим в троице". Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания" (сура "Трапеза"73) И аятов подобного рода множество. В "Сахих"Бухари(7372)и Муслима(19) приводится хадис от Ибн Аббаса(да будет доволен им Аллах), что когда пророк(да благословит его Аллах и приветствует) послал Муаза ибн Джабаля в сторону Йемена ,то сказал ему: "ты отправляешься к людям Писания. Пусть первое, к чему ты их призовешь будет признание единства Аллаха Всевышнего. Если признают это, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв, днем и ночью. Если совершат молитву, то извести их, что Аллах обязал их выплатить закят из имущества,собираемого у богатых и раздаваемого беднякам. Если утвердят и это, то собери закят и остерегайся брать самое дорогое из имущеcтва их"
В "Сахихе"Муслима(16) приводится хадис от Ибн аль Умара(да будет доволен им Аллах), о том,что пророk (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: "Ислам воздвигнут на пяти основах: исповедовании веры в единого Аллаха, совершении молитвы, выплате закята,поста в месяц Рамадан и Хадже" Целью таухида во всех этих текстах является утверждение смысла свидетельства(нет божества, кроме Аллаха и Мухаммед посланник Его), являющегося сущностью религии Ислам, и претворениe в жизнь этих слов и терминов-синонимов, чередующихся в Коране и Сунне, а также в другом варианте предыдущего хадиса о Муазе: "Ты отправляешься к людям Писания. И когда прибудешь к ним призови их к свидетельству,что нет божества,кроме Аллха,и что Мухаммад посланник Его"Бухари (1496)
В тексте хадиса от Ибн Умара говорится что пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: "Ислам основан на пяти свидетельствах: Нет божества,кроме Аллха и Мухаммед раб и посланник Его" Муслим,16.
Все это является доказательством того,что таухид-сущность свидетельства(нет божества кроме Aллаха и Мухаммед посланник Его)и, что это и есть Ислам, который ниспослал Всевышний со своим пророком(да благословит его Аллах и приветствует) ко всем людям и джиннам. И не будет доволен Аллах религией кого-либо, за исключением Ислама: "Воистину религией у Аллаха является ислам"(Семеиство Имрана,19) "От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон"(Семеиство Имран,19)
Ассаламу алайкум уарахматуЛлахи уабаракятух,уважаемые братья и сестра!
Добро пожаловать на наш форум! Мы надеемся,что прибывание здесь принесет вам благо для вашей религии!
Убедительная просьба,отвечая на вопросы или создавая темы для обсуждения,ведя дискуссии,ожидая ответа, да и вообще в повседневной жизни,бисмиЛлях,проявляйте сабр!
«Воистину, Аллах – с терпеливыми.» (Сура «Добыча», 66)