Я правда любила своего парня, и не думала, что в его жизни появится другая , а когда она появилась настала пора слез, отчаяния. Не зная, как изменить ситуацию я нашла на сайте: http://fatimagiya.ru/ хорошую ворожею Фатиму Евглевскую, которая своими способностями вернула меня к жизни, и устранила соперницу. Всего за пару недель мой понял свою ошибку и вернулся ко мне. Сейчас дело идет к свадьбе, нам очень хорошо вдвоём.
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин по национальности, а мать — русская, итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи ещё в школьные годы. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г.
В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень».
Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989).
Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.
В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводит Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.
В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь».
В 1993 году подписала «Письмо 42-х».
Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.
В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав.
[править] Семья Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия Нагибина.[1] Жена театрального художника Бориса Мессерера.
[править] Творчество Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолет, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для ее поэзии все — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; все может стать одухотворенным, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчужденное употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем ее поэзия стала проще, эпичнее.[1]
Биография Александра Розенбаума Александр Розенбаум – популярный российский исполнитель, поэт, композитор и аранжировщик собственных песен. Работает в различных жанрах – начиная с шансона, бардовской песни, джаза, рок-музыки, и заканчивая романсами. У него много песен на цыганские темы, темы казачества. Песни военной тематики связаны с Великой Отечественной войной, войной в Афганистане. Есть цикл песен, посвященных морской теме. Много философской лирики.
Александр Яковлевич Розенбаум (13.09.1951) родился в Ленинграде в семье студентов медиков. После окончания родителями Саши медицинского института, в 1952 году, в связи с известным "делом кремлевских врачей" молодая семья была вынуждена уехать в Восточный Казахстан. В маленьком городке, в котором не было даже железной дороги, они начали лечить людей – казахов и ссыльных, отправленных подальше от Москвы после концлагерей. Яков Розенбаум (отец Саши) уролог, стал главным врачом городской больницы. Мама (Софья Розенбаум) работала акушером – гинекологом. Они проработали в Зыряновске 6 лет. Здесь родился брат Саши – Владимир. Ссыльные организовали своими силами музыкальную школу, куда с пяти лет начал ходить Саша Розенбаум и брать уроки игры на скрипке. Мальчик рос любознательным и смышленым. Он очень рано научился читать. Бабушка (Анна Артуровна) считала внука исключительным – он ей помогал сверять гранки с семи лет. Общительный и раскрепощенный ребенок всегда с удовольствием выступал. Играл на домашних вечеринках, играл во дворе. Позже – играл для друзей. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на "сцене с пяти лет". Время шло. После прихода к власти Хрущева семья Розенбаум возвращается в Ленинград, в дом бабушки, на Невском Проспекте 102. Следующие 9 лет они проживут вшестером в двадцатиметровой комнате коммунальной квартиры. Несмотря на все неудобства такой жизни, коммунальная квартира – это особый мир. Здесь все про всех знают, здесь все родные и близкие. И двор – колодец, и маленькая тесная комната остались в душе ребенка чистым, родным миром детства. И даже через 30 лет Александр Розенбаум скажет: "Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает".
Вернувшись в Ленинград, Саша и брат пошли в 209 школу. Раньше это был Павловский институт благородных девиц. В свое время ее закончили родители Саши, потом он, а позже и его дочь.
В то время все мальчишки проводили свободное время во дворе. Двор – как братство, со своими законами, правилами, драками и игрой в футбол. И не только – это и сигареты, и портвейн. Хотя, все было по-честному: "если дрались, то никогда не били вдесятером одного. В наше время это было не принято. Пару раз дашь по носу до крови, и все, закончено. Причем за дело. Никогда просто так не приставали...". Родители, видя, что их сын не только увлекся двором, но и стал заводилой, отдают его в фигурное катание. Но Саша в 12 лет решил заниматься боксом и записался в секцию "Трудовые резервы", которой руководил в то время знаменитый тренер Григорий Кусикъянц, воспитавший советского чемпиона Европы Валерия Попенченко. "Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг". Упорно занимаясь боксом, Александр становится кандидатом в мастера спорта. Он до сих пор благодарен спорту, воспитавшему в нем уверенность в себе, железную волю, характер. Параллельно Саша, по настоянию родителей, занимается в музыкальной школе. В Ленинграде он учится играть на фортепиано, постоянно разрываясь между уроками музыки, боксом и двором. Но однажды, услышав талантливую игру пианиста джазового ансамбля, он меняет свое отношение к музыке. "Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним". Музыкальную школу Саша Розенбаум благополучно заканчивает, получив диплом о музыкальном образовании.
Первым приемам игры на гитаре он научился у соседа бабушки. Им был знаменитый гитарист Михаил Александрович Минин. Потом обучался сам. В юношеские годы начал писать стихи. Тогда же начал слушать и петь запрещенные в то время песни Галича, Высоцкого, Окуджавы.
Музыкальное образование и гитара помогли развиться творческим задаткам. Первые песни Саша написал еще в школе – это пока туристские песни, шуточные.
После школы, в 1968 году, выдержав огромный конкурс, Саша поступает в Первый медицинский Ленинградский институт. На выборе профессии не могло не сказаться то, что вся родня Саши – врачи: родители, дед, брат, дядя. Но пошел в медики сам, без уговоров со стороны родственников. С песней он не расстается – поет на студенческих вечеринках, капустниках. Появляется первая рецензия на его выступление в студенческой газете "Пульс". Одна из его песен, исполненная на городском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль и завоевала "Приз зрительских симпатий".
Как все студенты тех лет он участвует в стройотрядах. Проходит стажировку на кораблях Тихоокеанского флота. А, однажды не поехав на уборку картофеля, отчисляется из института. Из-за астигматизма и близорукости его не берут в армию, и Саша принимает решение работать с самыми тяжелыми больными - санитаром в послеоперационном отделении. Здесь страдания и боль людей побуждают его вернуться к учебе, и в 1974 году он оканчивает институт с отличием, получает диплом врача-терапевта общего профиля и в течение года проходит службу на военных кораблях Балтийского флота. Потом идет работать анестезиологом – реаниматологом в специализированную скорую помощь.
Розенбаум влюбляется, женится. Брак длится 9 месяцев. Через год после развода он женится снова на студентке медицинского института Елене Савшинской. У них рождается дочь Аня.
Пять лет Розенбаум работал врачом скорой помощи. Пять долгих лет прошли в экстремальных ситуациях, когда надо было спасать человеческую жизнь. "Врач для меня, прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его". Он очень благодарен своему медицинскому прошлому, опыту, полученному на этом нелегком поприще: "То, что я вырос в халате - принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло".
Работая врачом, Розенбаум оканчивает вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова - постигает основы аранжировки, навыки джазовых композиций, продолжает писать и исполнять свои песни.
Тогда же Розенбаум начинает свои сольные выступления под гитару. Первое профессиональное выступление Александра, как исполнителя собственных песен, состоялось 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. Его сначала считали бардом, позже он начал писать на общечеловеческие и гражданские темы. Много работ в стиле рок - музыки.
В то время были популярны блатные песни в исполнении Аркадия Северного, Бориса Рубашкина. Розенбаум пишет цикл подобных песен под впечатлением одесских рассказов И. Бабеля, которые сразу становятся популярными и на магнитофонных кассетах расходятся по стране. В эти годы Александр Розенбаум начинает выступать со своим "одесским циклом" в клубах, НИИ. По этому поводу на него даже завели уголовное дело, вызывали в КГБ. Магнитофонные кассеты с записями его песен появляются в каждом доме. Но никто ничего не знает об исполнителе – кто он, где живет. Многие думают, что это песни, привезенные из-за границы.
И, тем не менее, в то время на первом месте была медицина. Песни – это хобби. Розенбаум увлекается эстрадой, рок-музыкой. Чтобы выступать дальше, необходимо было более профессионально этим заниматься, отдаться этому делу целиком. "Не хотелось быть лучшим певцом среди врачей или лучшим врачом среди певцов". И в 30 лет Розенбаум делает выбор – уходит на эстраду. Интуитивно, бессознательно он выбирает песню, хотя много позже скажет "что внутренне этого хотел и знал наперед, что скажет людям".
В 1980 году Розенбаум расстается с медициной, решив стать профессиональным артистом. Он устраивается на работу в Ленконцерт и выступает с концертами с ансамблем "Пульс". Известность и популярность пришли не сразу. Его концерты запрещались. Мизерная зарплата, безыменный исполнитель. Семь лет Александр работал без афиши, заявляя о себе словами "автор - исполнитель на эстраде". Только с 1984 года он начинает выступать как солист, позже создает группу "Аргонавты".
Много трудностей и негатива пришлось перенести молодому таланту. Недоброжелатели и завистники распространяют о Розенбауме самые нелепые и грязные слухи. Его даже арестовывают. Чиновники с негодованием встречают его казачьи песни и песни о репрессиях 1937 года. За исполнения этих песен нередко певцу предлагали немедленно завершить гастроли и уехать.
Но певец выстоял. Сегодня Розенбаума знают как поэта, исполнителя, композитора. Сила его песен не только в смысловом содержании, но и в профессиональном музыкальном сопровождении. Его творческое достояние разнообразно и разнопланово.
Особое место в творчестве певца и композитора занимают военные песни. Тема войны близка семье певца. Его отец – Яков Шмарьевич, уролог, провоевал всю Великую Отечественную: служил фельдшером в артиллерийском дивизионе, в 1944 году был ранен, из госпиталя вернулся на фронт, войну закончил в звании капитана. В военных песнях Александра Яковлевича вспоминается прошлая война, поется о народе, о его подвиге, о доле народной и слышен громкий призыв к отрицанию будущей войны. Его пластинка "Эпитафия", посвященная военной теме, по опросам слушателей заняла первое место в творчестве певца.
Со своими песнями он много выступает перед военными, поет про Афганистан. В песнях "Афганского цикла" звучат сострадание к народной беде, к ребятам, погибшим в этой бойне. С болью в душе и сердце Розенбаум поет о равнодушии государства, пославшего мальчишек на бессмысленную войну и потом отвернувшегося от них, искалеченных душой и телом: "За что же ты, страна, наградила нас этой долей?". Имя Александра Розенбаума занесено в "Золотую книгу Санкт-Петербурга" в разделах "Люди искусства" и "Защитники Отечества". Он – лауреат премии "Золотой пеликан" за вклад в благотворительность, почетный член Российского морского офицерского собрания и клуба подводников. Приказом министра обороны ему присвоено очередное воинское звание – полковник медицинской службы Военно-морских сил запаса.
Военную форму артист надевает по праздникам: 9 мая, 23 февраля – в День Российской армии, в последнее воскресенье июля – в День Военно-морского флота и обязательно – 15 февраля, в день вывода наших войск из Афганистана. Ту войну он по праву считает своей, в полной мере познанной: сам был на ней. Розенбаума не пускали в Афганистан долго, не пропускали через таможню его пленки, пластинки – официальные органы не давали разрешения. Помог с выездом Иосиф Кобзон – и в Афганистане Александр Розенбаум побывал трижды.
9 мая, в День победы Александр Яковлевич Розенбаум, следуя велению своей души, традиционно устраивает свои сольные праздничные выступления в концертном зале "Октябрьский". В 1995 году 9 мая его сольный концерт на Дворцовой площади в Питере побил все рекорды – собрал 2000 зрителей.
Он много выступает перед заключенными. В целом, певец выступил более чем в 50 зонах. С начала 80-х Александр Яковлевич взял шефство над детской воспитательной трудовой колонией в Колпине. "Я концерты на зонах давал, даю, и буду давать. Потому что большинство сидящих там людей — не махровые преступники, не упыри, а оступившиеся люди. Особенно в колониях для малолетних. Там такие пацаны — слезы на глаза наворачиваются...".
Розенбаум очень любит собак. Когда ему задали вопрос о том, чем бы он хотел заниматься, если бы не пел? – он ответил: завел бы псарню. Уже более 10 лет у него живет бультерьер по имени Лаки. Рассказывает Александр Розенбаум: "Лаки привезен из Германии: я мечтал о бультерьере. Добрейший пес! Когда звоню с гастролей, ему дают трубку, я с ним разговариваю, а он виляет хвостом в это время. У нас полный контакт, даже мысли передаются на расстоянии. Говорю всегда, что Лаки меня любит больше жизни и боится больше смерти. Когда после продолжительного отсутствия захожу в дом, ни жена, ни дочь не бросаются мне на шею сразу, знают: в течение пяти минут целуюсь с собакой..."
Период с конца 80-х до лета 1992 года Розенбаум практически не выступает – отменяются запланированные концерты, срываются гастроли, не поступают приглашения на телевидение. Виной всему - зеленый змей. Завязать с этим ни сил, ни желания до определенного момента у Розенбаума не было. Но однажды он чуть не погиб после обильного возлияния на гастролях в Австралии - сердце артиста остановилось. Чудом спас администратор гостиницы, который когда-то работал фельдшером, оказавший первую медицинскую помощь и вызвавший скорую помощь. В своих воспоминаниях Александр Розенбаум пишет: ""Русский народ (а я считаю себя евреем российским) увлекающийся. Он не может пить понемножечку и потихоньку. Я не могу выпить рюмку и завестись на весь вечер. Вообще не в характере российского человека ситуация: не хочу - не пью. Любить так любить, гулять так, гулять.... Так что если задумали обрубать концы, так обрубайте резко, навсегда. Я так и поступил. Бросить было сложно, "выходил" с врачами, лежал под капельницей несколько дней. А потом стиснул зубы - все".
Сегодня Александр Розенбаум активно выступает. Кроме военной темы, большое место в его творчестве занимает цикл "казачьих песен". Он очень любит город своего детства и юности – Ленинград и посвящает ему песни, стихи. В сборнике стихов "Белая птица удачи" Ленинграду посвящен целый цикл "Я попрошу Дворцовый мост в награду".
Во многих своих песнях Розенбаум поет об отношениях между людьми, стареется изменить пороки людей – лицемерие, угодничество, зависть, жадность. Он верит, что песня – это оружие. Поэтому такое огромное внимание Розенбаум уделяет смысловому содержанию своих произведений: "Песня должна давать эмоциональный посыл. Развлекательная - по-настоящему развлечь, проблемная - затронуть самые тонкие струны души и заставить задуматься".
Александр Яковлевич активно участвует в общественной деятельности: с 2003 года он – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от партии "Единая Россия". На вопрос журналистов о том, как он относится к тому, что "художник идет в политики", Розенбаум ответил: "Депутатство позволяет мне делать добрые дела для людей, то, что я не смог бы сделать в отсутствие депутатского мандата. Скажу конкретно: я семь лет до своего депутатства кричал о необходимости убрать "растяжки" с Невского проспекта. И только став депутатом, смог этого добиться: теперь, находясь на Невском, вы можете видеть в перспективе шпиль Адмиралтейства, а не рекламу какого-нибудь авто или "Казино". Летний сад благодаря мне (и я настаиваю на этом!) вновь стал бесплатным. Потому что в платном Летнем саду не может быть петербургского духа. Следующее, что я собираюсь предпринять, это перенос колонны с площади Восстания в более приемлемое для данного монумента место. Так что депутатство для меня - это возможность с гораздо большей легкостью сделать то, что мне никогда не удалось бы сделать, будь я трижды, четырежды "народным" и любимым...".
Александр Розенбаум человек талантливый, разносторонний. Он – вице-президент и художественный руководитель концертного отдела компании "Великий город". Вместе со своими соратниками он помогает в проведении гастролей многим исполнителям, устраивает фестивали, финансирует молодых исполнителей. Розенбаум – президент еврейского спортивного общества "Маккаби". Открыл в Санкт-Петербурге ресторан "Белла Лоне".
8 июня 2001 года Александру Розенбауму присвоено звание народного артиста России. Торжественная церемония вручения награждения проходила в Кремле. Наряду с Александром Яковлевичем государственные награды получили министр юстиции Юрий Чайка, губернаторы Новосибирской и Магаданской областей Виктор Толоконский и Валентин Цветков, директор школы высшего спортивного мастерства по видам борьбы Дмитрий Миндиашвили. Впервые это высокое звание получил "человек с гитарой". Награду вручал президент России Владимир Путин. В своей поздравительной речи глава государства сказал, что кто-то из получающих нынче награды людей работает с гитарой, кто-то - с авторучкой, кто-то - со спортивным снарядом, но все они "с гениальной головой и золотым сердцем". Получив награду, Розенбаум поблагодарил за доверие и заверил, что и впредь будет прикладывать максимум усилий для возрождения России.
Песни Розенбаума любят не только зрители и слушатели. Многие известные артисты включили в свой репертуар его произведения. Так А.Б.Пугачева, М.Шуфутинский с удовольствием исполняют песни Розенбаума. Люди, оказавшиеся в эмиграции слушают его "Налетела грусть", "Вальс-бостон", "Утиная охота".
Сегодня Розенбаум редко появляется на телевизионных экранах, т.к. по его словам не хочет платить за свои выступления.
Многие его песни перешли в разряд народных: "Вальс-бостон", "Нарисуйте мне дом", "Казачья", "Есаул", "Утиная охота", "Вещая судьба", "Заходите к нам “на огонек”", "Налетела грусть", "Бабий Яр", "Черный тюльпан". Это песни, трогающие за душу, до боли близкие каждому из нас.
На вопрос о том, что является главным смыслом его жизни, он однозначно отвечает, что это – творчество. Сочиняет Александр Яковлевич 24 часа в сутки. Итогом творческой деятельности за последние 10 лет являются выпущенные альбомы "Розовый жемчуг", "На плантациях любви", "Возвращение на арго". Вышла книга "Белая птица удачи", в которую вошли более 300 его лучших песен, фотографии из семейного альбома.
Таким образом, можно говорить о завершении еще одного этапа в жизни артиста, который за это время написал множество новых песен и дал около 3000 концертов.
Розенбаум считает себя счастливым человеком – имеет хорошее здоровье (он хороший стрелок, охотник, наездник), прекрасную семью (жену, дочь и двух внуков) и занимается любимой работой. Когда речь заходит о его личной жизни, Розенбаум становится предельно сдержан. По его мнению, откровенность в таких темах для мужчины непозволительна: "В моей семье было трое мужчин: отец, я и мой брат. И за всю жизнь мы друг с другом никогда не говорили о бабах. Я этот принцип храню свято. По-моему, катастрофа, когда мужики начинают болтать о своей личной жизни.
Одно могу сказать. Если, не дай Бог, что-то случится с моим голосом, и я не смогу петь, клянусь, я найду любое дело, чтобы моя жена, дочь и внуки вели достойное существование. Вон к работягам напротив пойду доски разгружать. Другое дело, если б я был один. Тогда б я лучше купил водки, набухался с горя, да и умер где-нибудь под забором. Но раз есть люди, за которых я в ответе, я никогда не опущу руки". Когда Розенбаум отмечал свое 55-летие на сцене концертного зала "Октябрьский", в зале был аншлаг. С юбилеем музыканта поздравила губернатор Валентина Матвиенко. Она зачитала телеграмму от Президента, подарила именные часы и вручила почетный знак "За заслуги перед Петербургом".
Он мечтает петь под аккомпанемент струнного квартета и поэтому ведет переговоры с "Виртуозами Москвы". Аранжировку музыки хочет написать сам.
Розенбаум занимается благотворительностью – за последнее время он дал более 300 бесплатных концертов – в колониях, воинских частях, на военных судах, погранзаставах.
Однажды ему заметили: "Александр Яковлевич, интересная все-таки у вас судьба: начинали врачом на "скорой помощи", а стали звездой эстрады...". Он ответил: "Что до титулов, то терпеть не могу термин "звезда". Настоящей звездой, в голливудском смысле слова, у нас была только Любовь Орлова. Мои же запросы гораздо скромней – хочется, чтоб меня считали артистом с большой буквы. Хотя и просто звания – артист – мне вполне хватает. Главное, что у меня есть, - это право выходить на сцену".
А также "Время учеников" Какие прекрасные произведения были созданы,как продолжение рассказов Стругацких. Вот и я хочу что бы на нашем форуме "Настальгия" писались продолжения стихов, рассказов,поэм.. Так как вы это видете.Как чувствуете. Может быть у вас есть своё решение сюжета
Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов.
В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина Радуница вышел в 1916. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки.., Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил.., Хороша была Танюша, краше не было в селе...).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"...".
Упоминание Изрядновой о распространении нелегальной литературы связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И.Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистски настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловрате - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос: ...Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть. / Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть. (1914).
Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые...". Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец.., Алый мрак в небесной черни.., Тучи с ожереба / Ржут, как сто кобыл...).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества...".
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти (Небо - как колокол, / Месяц - язык, / Мать моя - родина, / Я - большевик. Иорданская голубица, 1918). Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе-скандально, шокировали современников:
Языком вылижу на иконах я Лики мучеников и святых. Обещаю вам град Инонию, Где живет божество живых.
Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:
Облаки лают, Ревет златозубая высь... Пою и взываю: Господи, отелись!
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное...". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где ...если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть...
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?..), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать... И, наконец, стихотворение Отговорила роща золотая, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности:
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом... В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав самоубийство.
Посмертная судьба произведений Есенина в советской России во многом связана с большевистской идеологией и ее вождями. Особенно заметную роль в унижении и практически запрещении произведений поэта сыграли Злые заметки Н.Бухарина, где он, в частности, писал: "Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни, так называемого "национального характера": мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни...".
Так вплоть до периода "оттепели" середины 50-х годов Есенина издавали крайне редко и в основном одно и то же. Зато многие его произведения распространялись в списках, ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, которые были горячо любимы и хорошо известны в самых широких слоях общества.