Бесплатно создать живой форум для общения, сайта, игр!
Ведущий российский сервис бесплатных форумов ЖивыеФорумы.ру
Удобные, многофункциональные и надёжные форумы бесплатно.

Фавикон: ДюмаФан — для любителей творчества Александра Дюма

«ДюмаФан — для любителей творчества Александра Дюма»

ДюмаФан — для любителей творчества Александра Дюма
ДюмаФан — для любителей творчества Александра Дюма

Активные темы на форуме «ДюмаФан — для любителей творчества Александра Дюма»:

Дворянская иерархия во Франции XVII в.
Последнее сообщение от Guise в :

Французский король возглавлял государство, но считал себя лишь первым из дворян. У него были вассалы, приносившие ему клятву в покорности и верности. Людовик XIII относился к этой клятве серьезно; вассалы же соблюдали ее лишь до тех пор, пока она не вступала в противоречие с их интересами. Твердое намерение главного министра Ришелье показать им, «кто в доме хозяин», вызывало обиду и непонимание.

Изначально иерархии дворянских титулов не существовало, за исключением виконта, стоявшего ниже графа. Градация «по старшинству» появилась только в конце XVI века. Выше всех стояли принцы крови, то есть члены королевской семьи, за ними шли герцоги, маркизы, графы, видамы (наместники епископа по юридической или военной части), виконты, бароны, шевалье (кавалеры) и простые дворяне. Кроме того, существовало различие между титулом, относившимся к земельным владениям, и рангом (принц, шевалье, дворянин), связанным с отдельным человеком. Таким образом, чтобы стать графом, дворянин должен был обладать поместьем, возведенным в ранг графства; продав его, он лишался графского титула. Но получить титул, связанный с поместьем, могли только люди благородного происхождения, а разночинцы, сумевшие приобрести баронство, виконтство, графство или маркграфство, становились не баронами, виконтами, графами или маркизами, а всего лишь «господином баронства такого-то» и т. д.

Королевство состояло из тридцати двух губернаторств, большая часть которых соответствовала провинциям: Бретань, Нормандия, Гиень, Лангедок, Прованс, Дофине, Бургундия, Шампань, Пикардия, Иль-де-Франс и т. д.; семь городов составляли собственное губернаторство. Губернаторами король назначал знатных дворян.

Отрывок из книги Е. Глаголевой "Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII".

Буржуазия, крестьяне и дворяне во Франции XVI-XVII вв. (BIG PICTURES)
Последнее сообщение от Guise в :

1. Промышленность и торговля во Франции

В XVI веке во Франции сохранялся феодальный  строй. Но в стране уже зарождались новые классы - буржуазия и наёмные рабочие. Франция в XVI первой половине 17 в. Возникали мануфактуры, на которых производилось сукно, шёлк, полотно. На шёлковых мануфактурах в Лионе было занято 12 тысяч рабочих. Париж славился производством предметов роскоши: ковров, кружев, красивой одежды, стеклянной посуды.

Буржуазия, крестьяне и дворяне во Франции XVI-XVII вв.

Объединение Франции способствовало развитию торговли. Через порт Марсель французские купцы торговали с Турцией по Средиземному морю. Много товаров они вывозили в Испанию в обмен на золото и серебро, поступавшие из колоний. После географических открытий быстро росли порты на западном берегу Франции, особенно порт Бордо.

2. Рост богатств буржуазии

Буржуазия богатела за счёт труда наёмных рабочих. Большие доходы она получала и от торговли. Но богатые люди неохотно открывали новые предприятия, неохотно создавали торговые компании, так как им приходилось платить высокие налоги в королевскую казну. Это лишало буржуазию чаги её доходов, задерживало развитие промышленности и торговли.

Французская буржуазия искала других источников дохода.

Богатые люди охотно давали королю деньги взаймы под большие проценты. Чтобы вернуть долг с процентами, правительство вводило всё новые налоги. Расплачиваться за займы короля приходилось трудовому народу.

Используя постоянную нужду короля в деньгах, богачи брали на откуп сбор налогов. Откупщик вносил королю всю сумму налога вперёд, а потом с помощью королевских солдат выколачивал из населения намного больше денег, чем сам заплатил правительству. Так буржуазия участвовала в бессовестном грабеже французского народа.

Хотя владельцы мануфактур и купцы были недовольны высокими налогами, французская буржуазия поддерживала королевскую власть. Король давал буржуазии возможность наживаться за счёт народа на займах и откупах.

3. Французские крестьяне под гнётом налогов

В XVI веке большинство французских крестьян были лично свободными. Они не работали на  барщине, так как в поместьях почти не осталось господской запашки. Земля, Придворный бал французского короля поделённая на мелкие участки, находилась в пользовании крестьян. Владельцы поместий получали от крестьян денежный оброк. Чтобы иметь больше средств для роскошной жизни, многие феодалы вводили новые платежи и увеличивали старые повинности.

Буржуазия, крестьяне и дворяне во Франции XVI-XVII вв.

Но особенно страдали крестьяне от королевских налогов. Им приходилось отдавать государству больше половины дохода от своего хозяйства. Нередко при появлении сборщиков налога деревня пустела, её жители прятались в глухих местах. Часто население вступало в стычки с солдатами.э

Задавленный налогами и повинностями, крестьянин не мог улучшать своё хозяйство. Как и сотни лет назад, он страдал от неурожаев и постоянных голодовок, жил в тёмной и тесной хижине, носил грубую домотканую одежду и деревянные башмаки. Крестьяне не могли покупать изделий, производившихся на мануфактурах.

Некоторые крестьяне запутывались в долгах у ростовщиков и полностью разорялись. В поисках работы они уходили в города.

Французских крестьян жестоко угнетали феодалы и государство.

4. Король и дворяне

Дворянам было мало денежного оброка, который им платили крестьяне. Многие дворяне покидали свои поместья и устремлялись в столицу в погоне за милостями короля.

Потомки прежних независимых правителей - герцоги и графы - превратились в королевских придворных. Служба при дворе была очень выгодной. Король придумывал для дворян множество бесполезных должностей. За эти «должности без забот», как их называли, дворяне получали высокое жалованье и ценные подарки. «Работа» придворных начиналась с пробуждением короля: один из дворян отдёргивал полог королевской кровати, другой подавал чулки, третий - башмаки. Одевали короля несколько десятков человек. С такими же церемониями король отходил ко сну. Кроме дворян, королевскую семью обслуживало несколько тысяч слуг.

Буржуазия, крестьяне и дворяне во Франции XVI-XVII вв.

Двор французского короля был самым пышным в Европе. Праздники, балы, маскарады следовали один за другим почти круглый год. Огромные деньги тратились на постройку дворцов, дорогую мебель, ковры. Королевская казна оплачивала и роскошные костюмы придворных.

Государство, подобно гигантскому насосу, выкачивало из народа налоги. Из королевской казны деньги золотыми ручейками растекались по карманам дворян.

Феодалы-дворяне имели много привилегий, то есть прав, которые принадлежали только им. Лишь дворяне могли служить при королевском дворе и офицерами в армии. Для многих из них служба в королевском войске была единственным источником дохода. Дворяне и духовенство почти полностью освобождались от уплаты налогов. Звание дворянина передавалось по наследству. Если даже дворянин разорялся, он все равно сохранял все свои привилегии.

Торговлю и промышленность дворяне считали недостойными» «низкими» для себя занятиями. Если дворянин открывал предприятие или участвовал в торговле, к нему относились с презрением. Король лишал его важнейшей привилегии - освобождения от налогов.

Дворяне были главной опорой королевской власти. Король охранял их привилегии и «подкармливал» за счёт налогов.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh … 6-17v.html

Кое-что из истории этикета и возможность применения оного в игре
Последнее сообщение от Guise в :

Кое-что из истории придворного этикета 17 века и возможность применения оного в игровой реальности

В последнее время нередким явлением становятся ролевые игры с романтическим сюжетом. И это вполне объяснимо: кто не зачитывался романами Дюма, Готье, Сабатини, где с первых страниц погружаешься в эпоху доблестных воинов и прекрасных дам, великих подвигов и ужасных преступлений, где за каждым углом, возможно, придётся скрестить шпаги, а в бокале героя в любой момент может оказаться смертельный яд.

Мы ещё помним, как пустели улицы, когда по телевизору показывали «Трёх мушкетёров». И кто из нас не играл в детстве «в Д`Артаньяна», смастерив шпагу из первой попавшейся под руку деревяшки.

«Ах, этот 17 век, война в кружевах!»


Короли и придворные, роскошные костюмы и звон шпаги, честь и коварство…
Но мы, собирающиеся хотя бы на четыре дня войти в мир романтического прошлого, невольно притаскиваем с собой большой «хвост» из современной реальности.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как мы говорим?
«По жизни» человек может быть сколь угодно хорошим оратором, но по приезду на полигон у многих начинаются проблемы: иногда даже не ясно, что тебе хочет сказать тот или иной индивидуум, так как смысл его фраз теряется среди постоянных «э-э-э» и «мнэ-э-э»

Или появляются в речи явные анахронизмы, а то и вовсе сленговые словечки. ( Пришла я как-то на игре с посольством в одно государство, рассказываю правителю о цели своего визита, а он мне говорит нечто вроде: «Ну, зашибись, как клёво!»)

Пусть это забавно и смешно, но такие реплики подчас сводят игру к банальному стёбу. Давайте же, по возможности, избегать этого.

Все, несомненно, знают, что королевские дворы Западной Европы жили по своим особым правилам. Конечно, не все правила придворного этикета применимы в ролевой игре. Но если все мы будем придерживаться хотя бы определённого минимума этих правил, возможно «злобной неигровухи» станет меньше?

Сразу скажу, что всё нижеследующее не претендует на стопроцентную историчность, а является попыткой объединить разрозненные знания о придворном этикете, взятые в основном из художественной литературы, дабы сделать интересным отыгрыш и создать романтическую атмосферу в игровой реальности.

Для начала некоторые сведения из истории этикета: церемониал королевских дворов чрезвычайно усложняется примерно с 15 века. Сначала определённое влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем, с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция. (Господа игроки, заявляющиеся во Францию, обратите внимание! :-)

Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить её величество прикосновением к ноге. Когда двое придворных всё же решились спасти полумёртвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета. (В дальнейшем, видимо, эти нормы этикета стали менее жёсткими: существует легенда, что Хуан Тассис-и-Перальта, граф Вильямедина (1580-1622), испанский поэт и драматург, который часто ставил в своём дворце любительские спектакли, специально поджёг свой дворец, чтобы вынести из огня потерявшую сознание королеву Елизавету, супругу Филлипа IV и тайком поцеловать ей ногу.

Существовал также обряд представления ко двору. Ни один придворный не смел появиться в Лувре, не будучи представленным. Для этого необходимо было найти «крестного» или «крёстную» знатного рода. Тогда назначалось время церемонии. Представляемый и «крёстный» входили под руку в зал, кланялись королю. Представляемый вставал но одно колене и целовал королю руку. Король обнимал своего нового придворного. Представляемый с «крёстным» обходили всех собравшихся, выражая им своё почтение. (Описание представления ко двору встречается в книге Дюма «Жозеф Бальзамо»)

Придворный этикет дал начало этикету дипломатическому, так как именно при королевских дворах происходили приёмы иностранных посольств. В раннем средневековье на церемониал международного общения в Европе решающее влияние оказывали торжественные и пышные ритуалы, имевшие своей целью убеждать в могуществе своей страны, демонстрировать её богатство, силу и превосходство. Позднее, когда вопросы первенства стали играть при дворе важнейшую роль, возникла необходимость чётко определить место каждого дипломата и, соответственно, его страны в общем церемониале. Дипломату приходилось быть ещё более пунктуальным и строгим к соблюдению всех правил этикета, чем остальным придворным, так как он представлял не столько себя сколько свою страну (На многих играх я была свидетелем, как правители ходят друг к другу «в гости». Так вот такого быть не может! Договариваются дипломаты, они же составляют документы, а короли встречаются только чтобы оные документы подписать.

И ещё: должность дипломата является почётной! Ему ведь выпадает честь лицезреть короля! Поэтому вряд ли возможна ситуация (также виденная мною на играх неоднократно) когда приходит неизвестно кто/странник/нищий и требует (!) немедленно пропустить его к королю, дабы пообщаться с его величеством о том, о сём).

Итак, в качестве резюме: как же вести себя на игре, где романтизм вынесен в сценарии на первое место? Во-первых, обращаться друг к другу рекомендуется на «вы». Даже к слугам. (Ежели в английском языке разницы между «ты» и «вы» не наблюдается, то во французском она очень даже существенна) Обращение на «ты» было возможно только между очень близкими людьми и только наедине. К королю, кроме всем надоевшего «ваше величество» , можно обращаться «сир». К принцам: «ваше высочество», «монсеньер». Также есть универсальное обращение: «ваша светлость», предполагающее более высокий ранг того, к кому адресовано обращение, и «сударь», как правило, предполагающее равенство собеседников.

Общение при дворе по свидетельствам очевидцев напоминало некий ритуальный танец из-за обилия поклонов и реверансов. Причём, чем знатнее особа, тем ниже перед нею должно кланяться. Перед персонами королевской крови этикет предписывал становиться на одно колено. «Королеву приветствуют торжественно: в 3-4 шагах от неё - реверанс с глубоким поклоном, у её ног опускаются на колени, подносят к губам край её платья.»

На этом нудная теоретическая часть закончена. Теперь осталось только сесть на коня, не забыть захватить верную шпагу и – вперёд на поиски приключений!

Источник: http://umbar.narod.ru/txt/lab_eticet.htm

Франция 15-17 вв.
Последнее сообщение от Guise в :

1515-1547 — Франциск I. Королевская власть достигла большого могущества
1520-е-нач.1530-х — I период реформационного движения (умеренное распространение лютеранства, веротерпимость)
1532 — Завершение объединения страны
1534-1559 — II период реформационного движения (решительное выступление сторонников новой веры, преследование)
10.08.1539 — Введение государственного языка
1547-1559 — Генрих II. Войска занимали территорию
1547 — Учреждение чрезвычайного трибунала для борьбы с еретиками
1559-1560 — Франциск II
1560-1574 — Карл IX
1560-1594 — III период реформационного движения - религиозные войны. Экономический упадок, кризис абсолютизма
1560-1572 — I период гражданских войн (не отличался особым ожесточением)
1570 — Заключён мир, кальвинисткое богослужение разрешалось и кальвинистам разрешалось занимать государственные посты
24.08.1572 — Варфоломеевская ночь
1572-1576 — II период гражданских войн - восстание гугенотов на юге
1574-1589? — Генрих III
1575,1576 — Образование гугенотской Конфедерации и Католической лиги порвавшими с королевской властью
1576-1598 — III период гражданских войн
12-13.05.1588 — Восстание в Париже из за роспуска лиги. Бегство короля
1588-1594 — Междуцарствие на грани национальной катастрофы
1594-14.05.1610 — Генрих IV. Укрепление абсолютизма
1594(92)-96, 1598 — Восстания "кроканов"
1598 — Нантский эдикт. Предоставление политических прав протестантам, примирение
1610-14.05.1643 — Людовик XIII
1614 — Генеральные штаты поддержали правительство и отклонили требования знати о передаче управления
1614-1620 — Гражданские войны. Дворяне выступили против королевского абсолютизма. Победа королевской власти
13.08.1624-1642 — Кардинал Ришелье. Укрепление абсолютизма. Провел реформы
1624 — Крестьянское восстание в Керси. Восставшие разбиты местными дворянами
1627-1628 — Осада и взятие Ла Рошели
1635-1648 — Участие в тридцатилетней войне (1618-1648). Политическая гегемония перешла от Габсбургов к Франции
1636-1637 — Восстание "кроканов"
1639 — Восстание "босоногих"
1643-1646 — Народные волнения
14.05.1643-1715 — Людовик XIV. Коронован 7.06.1654. Апогей французского абсолютизма, "Государство - это я", войны, большие расходы, высокие налоги вызывали народные восстания
1643-1661 — Регентство Мазарини
1643-1683 — Период прогрессивной политики
1648-1653 — "Фронда"- кризис феодально-абсолютистской системы. 1648-1649 Парламенская. 1650-1653 Фронда Принцев
26-27.08.1648 — Массовое вооруженное восстание
1652 — Крестьянская война в Савойе
1559-1660 — Вспыхнули восстания гугенотов

Придворный этикет
Последнее сообщение от Guise в :

Церемониал

С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.

В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов.

Например, при бургундском дворе герцог два-три раза в неделю давал публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение. Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения.

Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям.

Право первенства

Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю. Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора. Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней.

Источник: http://etiquette.all-talks.info/2010/12 … etiquette/

Этикет при французском дворе XVII века
Последнее сообщение от Guise в :

Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе Людовика XIV, где стараниями короля-солнца была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании. Затем король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что проходя мимо, Людовик XIV услышит их и даже, может быть, произнесет: Я подумаю об этом. Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи – на табуретах. Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у мужчин такой привилегии не было, но все они стремились к ней ради своих жен.

Понятно, что в таких условиях принципиальное значение придавалось вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести (например, нести свечу в королевской опочивальне), мог получить дополнительные социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими.

Чины, милости, деньги, поместья – все добывалось именно при дворе, в толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы быть замеченными королем. Годы, проведенные подобным образом, оказывали пагубное влияние на их характер и интеллект, но приносили ощутимые материальные выгоды.

Требования к придворным

Очевидно, что придворные обязательства требовали от дворянина определенных качеств. Сохранились руководства по поведению того времени, из которых одним из самых известных является сочинение графа Кастильоне "Придворный". Согласно ему придворный должен быть любезен и внимателен, избегать сплетен, злоязычия и лжи. Его манеры должны были выглядеть естественными без неловкости, он обязан был хорошо говорить на нескольких языках, уметь играть в карты, не обращать внимания на денежные потери, петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, практиковать модные в то время виды спорта, но отнюдь не игры простонародья. На войне ему рекомендовалось избегать ненужного риска, если он находился вне поля командира. Вежливость его должна была возрастать в зависимости от ранга собеседника, а по отношению к королю его манеры должны были напоминать поведение слуги перед господином. Понятно, что не все из этих норм осуществлялись на практике, но правила поведения по отношению к королю необходимо было соблюдать неукоснительно.

Источник: http://etiquette.all-talks.info/2010/12 … etiquette/

Мода Франции XVII века
Последнее сообщение от Guise в :

Основной ассортимент мужской одежды этого периода можно считать установившимся еще с XVI в. Это — белье (сорочка, штаны), куртка, верхняя одежда, головные уборы, обувь. Силуэт, форма, детали, дополнения на протяжении периода менялись несколько раз. В начале века мужская сорочка была одновременно бельем и частью верхней одежды.

Декоративность костюмов в XVII в. проявляется в большом количестве рельефных украшений, которые создаются объемно из самой ткани. Это ленты, галуны с  позументом из золотых и серебряных ниток, разнообразные рюши, многочисленные оборки и гофрировки, буфы, отделка шнуром и многое другое. В моду входят гладкие и тонкие ткани.

Мужской костюм

В первые 20 лет XVII века в мужском костюме еще сохраняются жесткие прокладки и валики, от которых окончательно отказываются в ходе Тридцатилетней войны.
Мужской костюм в первой половине столетия приобрел более свободные и удобные формы, чем в XVI веке. Силуэт фигуры стал определяться завышенной линией талии и довольно длинными неширокими панталонами. Дополнялся силуэт распущенными по плечам волосами и широкополой шляпой.

Мода Франции XVII века

Необходимой частью мужского костюма была белая рубашка с манжетами, отделанными великолепными кружевами, и с широким, лежащим на плечах отложным воротником. Этот воротник обычно тоже обшивался тончайшими кружевами, которые вошли в моду во Франции как раз на рубеже XVI и XVII веков. В народном костюме рубашку кружевами не украшали. Без кружев носили рубашки и гугеноты — французские протестанты.

Поверх рубашки надевали камзол, имевший специфическую форму: талия его была сильно укорочена и обычно обозначалась рядом нашитых бантов. Полы камзола-куртки сзади были короткими, а спереди удлиненными в виде мыса. Рукава широкие, с разрезами во всю длину, через которые виднелась цветная подкладка. Рукава были всегда немного укороченными и украшались великолепными кружевными манжетами. Застегивался камзол обычно только на груди.

Панталоны были сравнительно узкими и доходили до икр, где завязывались при помощи лент или застегивались на пуговицы. Снизу, в наружных швах, панталоны имели разрезы на уровне колена, чтобы не стеснять движений. Простой народ носил по-прежнему широкие сборчатые шаровары, завязанные под коленом. На ноги надевались чулки, обычно светлые, а в народе часто полосатые, вязаные.

Верхней одеждой служил неширокий кафтан с отложным воротником и укороченными рукавами. Этот кафтан не надевали в рукава, а набрасывали на левое плечо и спину, как плащ. К вороту были пришиты шнуры, которые связывались на груди и поддерживали кафтан. Иногда такой кафтан был опушен мехом. В парадных случаях на плечи надевали короткий плащ из дорогой ткани, а в походе или во время путешествия закутывались в шерстяной плащ, доходивший до колен.

Особым видом плаща, напоминающим средневековый табар, был плащ мушкетеров - личной гвардии короля. Обувью служили туфли и сапоги, причем в сапогах можно было явиться даже на бал. Сапоги шили из тонкой кожи светлых тонов; они имели голенища с раструбами, поднятыми вверх в виде воронки либо отогнутыми вниз и обшитыми кружевами. Сапоги всегда имели каблуки, а на подъеме украшались твердой кожаной пряжкой, за которую крепились шпоры. Цветные башмаки на каблуках надевались только на бал.

Прическа, как уже говорилось, состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Те, кому собственных волос не хватало, носили вошедшие в моду парики. Только буржуа и простой народ имели волосы, остриженные до ушей. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Модным головным убором в это время считались широкополые фетровые шляпы светлых тонов, украшенные разноцветными страусовыми перьями — белыми, голубыми и красными.

Обязательной деталью дворянского костюма была шпага, которая крепилась на перевязи. Перевязь могла быть парчовой, а иногда просто ременной. Надевали ее через правое плечо. Шпагу к перевязи крепили слева, причем так, чтобы она была расположена почти вертикально к полу. Дополнением к костюму служили перчатки с раструбами, трость и розетка из лент, которую носили на груди или на плече куртки в честь дамы сердца. Цвета ее обычно повторяли любимые цвета дамы.

Роскошь в украшении и отделке костюмов достигла такой степени, что был создан ряд ограничений, в частности издан эдикт «О роскоши», написанный кардиналом Ришелье.
В XVII веке (даже вплоть до начала XIX) не было еще строгого различия в назначении костюмов. В одном и том же светском, парадном костюме дворянин мог идти на войну, прогуливаться по улице, танцевать на балу.

Костюмы этого времени были обычно ярких или светлых тонов: голубые, красные, светло-серые, желтые, белые. Но нельзя забывать, что гугеноты, независимо от положения в обществе, придерживались простоты и строгости в одежде и выделялись из пестрой толпы своими темными, часто черными одеждами.
Мужской костюм XVII в. находится под влиянием военизации. Мушкетер, верный солдат короля — идеальный образ времени. Костюм наследует его черты стройной подтянутости, военной выправки на протяжении всего XVII в.

Однако в 50-70-е гг. влияние этого образа на некоторое время отступает, вытесненное новым эстетическим идеалом мужской красоты — созданием полудетского облика в подражание малолетнему королю Людовику XIV.

Костюм этого периода состоял из сорочки, богато декорированной кружевом, бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и поколенных штанов-ренгравов. Веста пышно отделывалась оборками, бахромой из лент, рюшами, кружевом. Вдоль борта густо нашивались пуговицы и позумент. Между нижним краем весты и поясом штанов просматривались пышные сборки широкой сорочки, отделанной гофрированной оборкой. Штаны-ренгравы представляли собой двойную юбку-штаны: складчатая юбка, надетая поверх широких штанов — шаровар. Вдоль пояса, по боковым швам, внизу по подолу ренгравы украшают пышной лепной орнаментацией из рюшей, оборок, бантов, кружев.

Туфли имели невысокий каблук и украшались бантами и розетками. Чулки носили светлые, шелковые.

Женская мода

Дополнением к костюму служили перчатки, складные веера, часы в виде луковицы, подвешенные к поясу, и поясные зеркальца в дорогой оправе. В моде были многочисленные украшения: ожерелья, подвески, диадемы, кольца. Особенно модны были жемчужные ожерелья: Нитями жемчуга обвивали также руки вместо браслета. Модным камнем считался алмаз, но гранить его ювелиры еще не умели. Бриллианты (граненые алмазы) появились впервые только в конце XVII столетия.

В основе женского костюма остается каркас, костяной корсет с металлическими пластинками, форма которого на протяжении века меняется неоднократно. В начале века — короткие полужесткие корсеты, в середине и особенно в конце — длинные с бюском, сильно затягивающие талию и приподнимающие грудь. Форма корсета полностью отражала модный силуэт, который на протяжении века менялся.

Нижняя часть платья не имела жесткой каркасной основы, но продолжала оставаться объемной за счет одновременного ношения нижней накрахмаленной и нескольких верхних юбок.

Нижнее платье котт состояло из лифа или корсажа и юбки. Лиф спереди имел съемную вставку, законченную треугольным мысом, низкий и широкий отложной воротник, отделанный кружевом. Длинные рукава отличались большой шириной вверху (баллонообразные) и заканчивались высокими манжетами, также отделанными кружевом. Верхним платьем служил широкий распашной роб с широкими укороченными рукавами и высокой линией талии. Роб застегивался на петлицы и пуговицы, оставляя открытой весь перед нижнего котт. Цветовое сочетание верхнего и нижнего платьев обычно решалось контрастно (темное и светлое).

Во второй половине века силуэт женского костюма резко меняется. Рукава теряют объем и становятся короче (до линии локтя). Внизу они украшаются широкими кружевными оборками.
Мода Франции XVII века

--

Главная выразительная линия женского костюма этого периода — линия двойной юбки. К лифу котт пришивали обычно две юбки: фрипон (нижняя) и модест (верхняя) . Излюбленными материалами для модеста были тяжелые безузорчатые бархат, парча, атлас. Для фрипона — легкие и тонкие: тафта, муар, камлот. Модест спереди был разрезной. Его полы драпировали, подкалывали к лифу с помощью шнурков и бус, отворачивали подкладкой вверх. По краям, разрезу и подолу модест украшали рюшами, кружевом, мехом. Вся открытая часть фрипона, т. е. линия низа и переда, пышно и манерно отделывалась воланами, оборками в несколько рядов, кружевом, бахромой, кисточками.

Широко применялись вышивка и аппликация, особенно на съемной вставке лифа. В летней одежде использовали кружево и тончайший газ на цветном чехле, что создавало живописный эффект.

Обилие украшений, затканные золотом, серебром и драгоценными камнями ткани, длина шлейфа регламентируются на протяжении всего периода многочисленными указами короля и церкви.

Характерными дополнениями к женскому костюму были светлые шелковые чулки, перчатки, галстуки-шарфы, кружевные косынки, передник, белый или цветной, отделанный кружевом, бахромой, рюшами, вышивкой, складные веера, часы, подвешенные к поясу, или зеркало в дорогой оправе. Из ювелирных украшений особенно ценились жемчужные ожерелья, розетки, серьги, браслеты, кольца, диадемы.

Туфли из цветной кожи, парчи, бархата имели высокий изогнутый каблук и узкую заостренную носовую часть. Их украшали бантами, пряжками, розетками.

Женские прически (знатные дамы почти не носили головных уборов) на протяжении периода менялись несколько раз: от сравнительно гладкой с прямым пробором спереди, с косами, локонами и узлом до высоко вздымающейся прически фонтанж, состоявшей из комбинаций локонов и крахмальных наколок.

В конце века прическу фонтанж дополняли проволочным каркасом, на котором укрепляли драпировку шелкового газа, кружева, искусственные цветы ленты.
В декоративной косметике широко использовались белила, румяна, наклеивание на лицо, шею и грудь мушек из черной шелковой ткани.

Будучи законодательницей моды в костюме, Франция оказывала прямое влияние на ассортимент, конструктивное и декоративное решение костюма остальных европейских стран. Тем не менее, как свидетельствует замечательная портретная живопись Рубенса, А. ван Дейка, Рембрандта, Веласкеса, нидерландский, английский, голландский, испанский костюмы также имели интересные формы, обусловленные характером национального развития.

Роб, который имели право носить только дворянки, шили со шлейфом. Юбка роба, распашная от талии, также драпируется и отворачивается, открывая юбки котт. Многочисленные складки и драпировки юбок значительно расширяли линию бедер, увеличивали объем нижней части женской фигуры.

Декоративное решение женского костюма находится под влиянием придворного этикета и стиля барокко. В начале века наблюдается стремление расположить всю отделку и украшения спереди (что характерно и для мужского костюма). Это было вызвано необходимостью в присутствии короля стоять к нему только лицом.

Корсаж котт украшали кружевом по воротнику, манжетам, рукавам нижней рубашки, видневшимся через продольные разрезы верхних рукавов, пучками лент и бантами, расположенными в убывающих размерах от линии груди до линии талии. Так же отделывали юбку.

Большой кружевной воротник и манжеты, так же как в мужском костюме, играли в начале века огромную роль в художественном решении костюма.

Такой воротник пришел на смену испанским брыжжам, которые в Испании, Голландии, Германии носили вплоть до 40-60-х гг. XVII в. Тонкий белый или кремовый батист в сочетании с легкими дорогими кружевами прекрасно подчеркивал гладкость и свежесть кожи, живой цвет красивого лица, сияние глаз.

Женский костюм по силуэту был очень схож с мужским: слегка поднятая линия талии, длинная, не очень широкая юбка с мягкими складками и пышный, слегка укороченный рукав.

Женщины носили одновременно два платья: нижнее, более светлое, и верхнее, более темное. Верхнее платье от талии до пола всегда было распахнуто так, что из-под него виднелась юбка атласного или парчового нижнего платья. Нижнее платье обычно имело линию талии, вырезанную мыском, в то время как верхнее имело слегка укороченный лиф.

Лиф верхнего, распашного платья застегивался на петлицы пуговицами, а у богатых дам драгоценными подвесками. Вырез платья обычно имел форму каре, но мог быть и округлым. Обязательной частью костюма являлся большой отложной белоснежный воротник, отделанный кружевами ручной работы.

Рукав мог быть различной формы: то в виде одного буфа с продольными разрезами на цветной подкладке, то в виде нескольких мелких буфов. Но всегда рукава были немного укороченными, пышными и имели высокие отложные манжеты с кружевами. Женщины могли надевать также вошедшую в моду кофточку, но форме напоминающую лиф платья с пришитой баской.

Верхняя одежда, в основном короткая, свободного силуэта, представлена плащами без рукавов типа накидки или с рукавами на яркой теплой подкладке.
Мужской костюм дополняли шелковые или шерстяные чулки белого, голубого, красного цвета с вышивкой и узором.

Обувью служили сапоги с раструбами и отворотами, а также полузакрытые туфли с бантами, пряжками, розетками, с квадратными носами и ремнями. В плохую погоду сверху надевали кожаную обувь без задника — предшественницу наших галош — на деревянной подошве. К этому же времени относится появление в мужской обуви высоких каблуков красного цвета.

Головные уборы — мягкие широкополые шляпы, украшенные страусовыми перьями, — постепенно приобретают треугольную форму.
Костюм буржуа, горожан-ремесленников и крестьян отличался от дворянского большей стабильностью и практичностью формы, темными, тусклыми расцветками, качеством и стоимостью ткани. Силуэтное же решение костюма было в основном общим.

Источник: http://juliaaboutfrance.blogspot.ru/2011/07/17.html

Мода в Европе XVII века
Последнее сообщение от Guise в :

Наверняка каждая женщина хоть раз мечтала окунуться в эпоху 17 века, когда в Европе была маньеристическая мода, с объемными дамскими райфроками. XVII век еще назывался периодом тридцатилетней войны, но, несмотря на это, женщины и мужчины одевались в дорогие изысканные костюмы.

Мода Европы 16-17 века

Женщины в то время стремились соответствовать «идеальным» стандартам. Они носили пышные юбки и утягивающие корсеты, которые создавали тонкий силуэт. К тому же признаком красивой женщины были длинная шея, высокий рост, величественная осанка с откинутыми назад плечами и длинные волнистые волосы или локоны. Но мода в Англии и Франции немного отличалась между собой.

Мода Франции 17 века

Женский костюм во Франции имел слегка поднятую линию талии и укороченный лиф, а юбка была хоть и длинной, но не слишком широкой. На юбке имелись мягкие складки, а рукава были пышные и немного укороченные. Придворные дамы, кроме нижних юбок, зачастую носили сразу два платья, одно из которых считалось нижним, и было светлых тонов, второй же наряд был потемнее, и он всегда был распахнут так, чтобы виднелось нижняя юбка, которая шилось из атласа или дорогой парчи. Лиф крепился или обычными петлями, или застежками из драгоценных камней. Одним из обязательных элементов костюма являлся отложной воротник, который выполнялся вручную и украшался изящным кружевом.
Французская мода 17 века распространялась и на прически, которых были всего два вида. В первом случае посередине головы делался пробор, а волосы были расчесаны и заплетены в косу, которая в затылочной части формировалась в виде короны. Снизу оставляли пряди волос, которые в конце завивались. Во втором случае оставалась челка, по бокам волосы начесывали, а на затылочную часть прикалывали шиньон.

Мода в Англии 17 века

Если в 16 веке в Англии преобладала испанская мода, то уже к 20-м годам 17 века она уходит, а ее место занимает французская мода, но с местным колоритом. Отделка костюмов, как мужских, так и женских, стала более разнообразной. Английская мода 17 века менялась с огромной скоростью, хотя все еще находилось под влиянием пуританской моды. Англичанки, как и француженки, носили два платья, но у английских дам верхнее платье был глухим, а у француженок распашным. Английские дамы не позволяли себе крайностей, которые сразу бросаются в глаза, хотя костюмы их были не менее роскошны.
Платье англичанок состояло из лифа, юбки и пышных рукавов размером в три четверти. Лиф выполнялся из атласа, а придавал ему форму корсет или специальная подкладка. Юбки были слегка присборенными сзади. Платья украшались кружевом.

Напоследок хочется отметить, что в 17 веке ткани уже изготавливались на мануфактурах. Они отделывались золотыми и серебряными нитями, благодаря чему цвета на ткани словно переливались. Во Франции, Италии и Англии начинают производиться набивные ткани, поэтому ассортимент дорогих и роскошных материалов становился все больше.

Источник: http://womanadvice.ru/moda-17-veka-v-ev … z42JM2yZyJ

Краткая история Франции в период 1594-1661 гг.
Последнее сообщение от Guise в :

Иезуиты возвращаются во Францию

После изгнания иезуитов из Франции в 1594 году, король Генрих IV Наваррский получил в их лице непримиримых врагов. Иезуиты вынашивали планы физического устранения короля, и вели активную антикоролевскую пропаганду, подстрекая против короля Франции влиятельных католиков во всем мире. Среди окружения короля были люди симпатизирующие иезуитам. В этих условиях Генрих старается показать себя примерным католиком, и в 1603 году разрешает иезуитам вернуться во Францию, где они обосновываются уже основательно. Однако примирение с иезуитами не спасло Генриха IV от смерти от рук католического фанатика.

Когда Генрих IV в мае 1610 года хотел отправиться с войском в Германию для поддержки протестантов в борьбе с Габсбургами, его жена Мария Медичи, вступившая в заговор с иезуитами, уговорила Генриха короновать её в Сен-Дени. На следующий день, после коронации (14 мая) король был убит католиком фанатиком. Мария Медичи стала регентшей при несовершеннолетнем короле Людовике XIII. Благодаря покровительству Марии Медичи иезуиты избежали преследования.

После провозглашения молодого короля совершеннолетним в 1614 году, Мария Медичи до 1617 года удерживала власть в своих руках, но затем молодому королю, опираясь на окружение, удалось отстранить её от власти.

Франция во власти кардинала Ришелье

Король Людовик 13 не был способен к занятиям государственными делами - это способствовало к интригам вокруг королевского трона. Не смотря на то, что окружение короля отстранил королеву-мать Марию Медичи от власти, влияние этой женщины во Франции было высоко во многом благодаря таланту её советника епископа Ришелье, который посредством иезуитов имел тесные связи с Римом. В 1622 году Папа Григорий XV утвердил Ришелье в должности кардинала.

Мария Медичи, добившись возвращения в Париж, настойчиво рекомендовала сыну своего советника Ришелье главой Французского правительства. После вступления в должность Ришелье стал фактическим правителем Франции, королева Мария Медичи потеряла контроль над его деятельностью.

Как пишут о Ришелье:

«Холодный, расчетливый, часто весьма суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку, кардинал Ришельё крепко держал в своих руках бразды правления и, с замечательной зоркостью и дальновидностью замечая грозящую опасность, предупреждал её при самом появлении».


Придя к власти, он охладел к иезуитам и старался дистанцироваться от папы Римского. Затем он репрессивными методами привел к покорности французскую знать и методично стал расправляться с протестантами, права которых были гарантированы королем Генрихом IV. Обвинив гугенотов в связях с протестантской Англией, он развязал против них военные действия. В январе 1628 году была осаждена крепость Ла-Рошель - опорный пункт протестантов на берегу Бискайского залива.

Ришелье взял на себя личное руководство кампанией, непокорный город в октябре капитулировал после того, как около 15 тысяч его жителей умерли от голода. Остальные гугеноты во Франции лишались политических привилегий и подвергались преследованиям.

До 1630 года Ришелье избегал конфликтов с папским престолом, он не вмешивался в бушевавшую в Европе Тридцатилетнюю войну, но после нападения поддерживаемых Папой испанцев на южные области Франции, захвативших крепость Касаль, он решительно выступил противником Габсбургов, Папы…. и Марии Медичи. Король Франции Людовик XIII принял сторону кардинала, королева Мария Медичи бежала во владения Габсбургов.

В 1635 году Франция, руководимая Ришелье, вступила в тридцатилетнюю войну на стороне протестантов и достигала значительных успехов в борьбе против Испании. В 1642 году Ришелье умер, рекомендовав королю в качестве главы государства кардинала Мазарини.

Когда все бремя государственных забот было на плечах кардинала Ришелье, король проводил время в занятиях искусствами.

Людовик XIII был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни и псалмы.

Франция во власти кардинала Мазарини

Ришелье приготовил себе достойного приемника кардинала Мазарини. Король Людовик XIII после смерти Ришелье сделал его своим советником. Полгода спустя король умер, вдовствующая королева Анна Австрийская стала единоличной регентшей при малолетнем короле Людовике XIV, она назначила Мазарини первым министром Франции. Придя к власти, Мазарини продолжал политику Ришелье, направленную на укрепление монархии. Он ограничил полномочия парламентов, сдерживал притязания знати на власть.

В 1659 году заключается выгодный Пиренейский мир, который положил конец войне с Испанией и обеспечил гегемонию Франции в Европе.

Страстный коллекционер Мазарини собрал уникальная коллекция произведений искусства. При поддержке Мазарини была основана Королевская Академия живописи и скульптуры, а во французский театр пришла итальянская опера.

Достигший совершеннолетия король сохранил за кардиналом всю полноту власти, предпочитая заниматься развлечениями.

Мазарини оставил в наследие королю Людовику XIV процветающее государство.

Должность первого министра была упразднена после смерти Мазарини в 1661 году.

Выступления против власти Мазарини во Франции

Участие Франции в  религиозных войнах привели к увеличению налогов на население.  Сёла, разоряемые солдатскими постоями и сборщиками налогов, не могли больше терпеть существующую власть, и Францию потряс ряд восстаний. Восстание вспыхнуло в нескольких провинциях Франции: Пуату, Гиене и Гаскони… Волнения так же проходили в Лангедоке, Провансе, Турине и других  провинциях и городах Франции. В Лангедоке волнения возглавили гугеноты, которые наделись после прихода к власти малолетнего короля Людовика XIV восстановить свои привилегии.  Широкое недовольство приходом к власти Мазарини было в Париже. Недовольство вызвали финансовые эдикты Мазарини.

Кризис во Франции заставил  прекратить войны,  которую  вела Франция с  Габсбургами.  В 1648 году Франция подписала Вестфальский мирный договор.

Получив мир, Мазарини, правивший за малолетнего короля, предпринял наступление на оппозицию, он приказал арестовать всех видных членов парламента, и в Париже вспыхнуло восстание. Королевский двор бежал из Парижа. Верные королю войска осадили мятежную столицу.

Парламент конфисковал имущество сторонников королевского двора и на эти деньги  вооружил армию защитников города. Парижане смогли оказывать сопротивление войскам короля  в течении трех месяцев. 15 марта 1649 года парламент был вынужден подписать мирный договор с королевским двором.  Выступление против королевского двора  прекратились, но начались выступления лично против узурпатора власти Мазарини, который бежал из Парижа.

В это время войска начали жесткую расправу с  мятежными крестьянами и гугенотами.  После расправы с восставшими,  Мазарини вернулся в Париж, где утвердил свою власть. После его смерти король Людовик XIV (1643-1715) лично управлял государством под девизом «Государство это Я».

Взято с сайта: http://frank-history.limarevvn.ru/171.htm

Вопросы
Последнее сообщение от Guise в :

В этой теме вы можете задать интересующий вас вопрос, узнать нечто новое или помочь нашему форуму сформировать раздел ЧаВо.